Климатические условия благоприятствовали тому, что первобытные люди находили здесь пристанище и обеспечивали свое существование охотой и сборами. На территории современного Афганистана обнаружены многочисленные стоянки древних людей, использовавших каменные орудия, относящиеся к мустьерскому периоду (100-40 тысяч лет до нашей эры). Большая коллекция подобных изделий обнаружена в районе Хазар-Сума, Кары-Кума и в других местах северных отрогов Гиндукуша. В этих местах находили убежище палеолитные охотники на горных баранов, диких лошадей и оленей. При этом надо иметь в виду, что территория современного Афганистана еще очень слабо изучена в археологическом плане.
Начало цивилизованной истории Афганистана относится к 7-8 тысячелетию до нашей эры. Об этом свидетельствуют сохранившиеся остатки материальной культуры и древнейшая часть священной книги "Авесто," воспроизведенной в "Шахнаме" А.Фирдоуси. Архивные раскопки французских и советских археологов обнаружили на территории Афганистана многочисленные земледельческие поселения, особенно на юге Афганистана, датируемые, по крайней мере 4-3 тысячи лет до нашей эры.
Самыми древнейшими очагами культуры считаются долины крупных рек, таких как Тигр, Эфрат, Нил и Инд. Здесь рано возникли города, зародилась письменность, процветала монументальная архитектура. Это прослеживается на примере истории государства Шумеров, Элама, Вавилонии и городской цивилизации Хараппы и Махенджо-Даро на Индийском субконтиненте.
К таким же типам городской цивилизации относятся и другие очаги культуры, территории которых простирались от Малой Азии до самых южных частей Афганистана и Балуджистана. В долинах рек Гильменд, Фарахруда и возможно Гераруд, развивалась ранняя земледельческая культура и городская жизнь. Многочисленные земледельческие поселения, обнаружены и исследованы в районах Систана, Кандагара, Кветы. Последующие археологические поиски обнаружили такие культурные памятники в северном Афганистане и на берегу Амударьи (Шотургай), которые аналогичны месопатамской и хараппской цивилизациям. Многочисленные земледельческие поселения обнаружены в древней дельте Гильменда в иранском Систане, среди которых особенно выделяется Шахри сухта ("Сгоревший город"), являющийся их центром и занимающий территорию более 30 гектаров. Здесь обнаружены обломки глиняной посуды, каменных бус, кремневых наконечников стрел, обломки медных стрел, бронзовая статуэтка женщины и таблички проэламской письменности, керамики, сделанной на гончарном круге с геометрическим орнаментом темно-коричневого цвета. Имеются даже изображения змеи и козла. Наличие медных шлаков свидетельствует о местном производстве медных руд.
Аналогичные предметы быта найдены в культурных поселениях Кветы и Кандагара (Мундигак). В результате исследования Мундигака обнаружены обугленные зерна пшеницы, свидетельствующие о развитии земледелия. Исследователи отмечали наличие 60 разновидностей мягкой и до 50 - карликовой пшеницы. В культурных слоях Мундигака обнаружены изделия из бронзы, глиняные поясницы, указывающие на появление нового орудия труда и развитие ткачества. Мундигак, как и Шахри сухта, является центром поселения. На возвышенном месте была воздвигнута монументальная постройка, фасад которой имел 35 м. Мундигак, скорее всего, был резиденцией местного предводителя, который в знак отличия имел свою особую колесницу. Поселенцы Мундигака, Шахри сухта и Кветы, особо почитали женское божество и украшали свои жилища различными женскими терракотовыми фигурками. Фигуры изображали обнаженную женщину с полной грудью, узкой талией, пышными бедрами, высокой прической, в сложном головном уборе и с ожерельем на шее. Женское божество олицетворяло мать-землю, от которой зависело благополучие людей. Материальная культура вышеуказанных памятников имеет сходство с раннеземледельческими культурами юго-западного Ирана, а также Синда и Панджаба. Можно привести их прямую аналогию с культурой северо-восточного Ирана и юго-западной части Средней Азии. Можно полагать, Кандагарско-систанское культурное наследие является результатом преемственного развития восточно-иранской культуры, имевшей место в IV и III тысячелетии до нашей эры. В это время развивались горные разработки минеральных месторождений на севере Афганистана. На всем древнем Востоке, только в Бадахшане, находилось единственное месторождение лазурита. Этому минералу приписывали целительные свойства. Ювелирные изделия из лазурита имели широкое хождение в древности. Многочисленные украшения из лазурита найдены во всех культурных центрах Востока, начиная от Хараппы кончая Египтом. Период их распространения относится к IV тысячелетию до нашей эры.
Наиболее важным историческим вопросом считается этническая и языковая принадлежность древних обитателей, создавших раннеземледельческую культуру на обширном пространстве Восточного Ирана, включая цивилизацию Хараппы. Антропологические исследования показывают, что они принадлежали к длинноголовому европеоидному типу, во многом, аналогичному антропологическому типу современного населения этого края. Лингвистический анализ сохранившихся надписей, собранных из разных культурных центров, позволяет предполагать, что язык этого населения принадлежал к числу протодравидских типов, довольно широко распространенных в древности и родственных индо-иранским языкам. Прямыми носителями древней антропологии и дардского языка являются жители современного Нуристана, которые благодаря изолированности, сохранили свой язык и свои антропологические черты, не отличающиеся от своих сородичей горного Бадахшана. Важные перемены произошли на рубеже III и II тысячелетия до нашей эры, когда кочевые индоиранские скотоводческие племена, из краев своего обитания между Дунаем и Уралом, через Кавказ и восточную часть побережья Каспийского моря, двинулись на Ближний и Средний Восток и составили важный компонент его древнейшего населения. Арийский язык вытеснил прежние родственные языки и получил повсеместное распространение. Благодаря наличию древнейших письменных памятников: Ригвидо и Авесто на санскритском и древнеарийском языках, лингвисты установили родство языков индоевропейской группы, которые имели весьма широкое распространение в Европе и в Азии. Период самостоятельного развития индийских и иранских языков относится к середине второго тысячелетия до нашей эры. "Авесто" является важнейшим источником древнейшей истории Восточного Ирана, где даны описания географии края, общественной жизни и религиозных представлений древнейшего населения страны. Большая часть "Авесто", всего содержащей более 21 тома, не сохранилась. До нас дошла самая малая его часть, которая дает ответ на многие вопросы истории, культуры и верования древнейших жителей Восточного Ирана. При описании географии многочисленных областей этого края, земледельческая культура и городская жизнь которых датируется IV и III тысячелетием до нашей эры, "Авесто" перечисляет все области на древнеиранском языке и определяет их границы. Поскольку, в исторической литературе приняты в основном названия областей в греческой транскрипции, целесообразно придерживаться этой традиции и далее. Поэтому будем именовать их следующим образом: Арея (Герат), Дрангиана (Систан), Арахосия (Кандагар), Нангархар (Джалалабад), Бактрия, Маргиана, Согдиана, Хорезм и так далее. Еще в период распространения раннеземледельческой культуры и городской жизни происходил процесс социальной и имущественной дифференциации, положившей начало общественному неравенству. Стали выделяться отдельные политические и военные предводители, которые устанавливали свою власть над соплеменниками. Среди восточно-иранских областей особенно выделялись Систан и Бактрия, которыми управляли длительное время местные династии Каянидов и Пешдодов. В "Авесто" широко отражена история взаимоотношений кочевых племен, которые периодически совершали свои набеги на иранские плодородные земли и приводили к разрушению и опустошению земледельческих оазисов и угоняли скот и другое имущество оседлого иранского населения.
Жестокая борьба между земледельческими и скотоводческими племенами продолжалась в течение ряда тысячелетий. Со временем, пограничной чертой стала река Оксарт (Амударья), отделяющая Иран от Турана. Вопреки неверным и искаженным представлениям, как иранские земледельческие так и туранские скотоводческие племена принадлежали к единому этносу. Только в первом случае край назывался Ираном во втором случае Тураном. Такое наименование сохранялось за ними до распространения ислама. Составители "Авесты", средством избавления от постоянных разрушительных действий кочевников - туранцев, видели создание сильного централизованного государства, которое было бы в состоянии отразить нашествие кочевников и защитить иранских земледельцев от нашествий. Для этой цели они предлагали взамен многочисленных божеств, связанных с поклонениями силам природы, ввести культ единого, могущественного и мудрого бога Ахура-Мазды. Ранее, среди арийцев существовал обширный пантеон различных богов. Покровителем воинов и стад считался могучий Митра, богиней плодородия и земледелия была Анахита, покровителем звезд и небес был Тишрия и так далее. Проповедником могучего и мудрого Ахура-Мазды выступал Заратустра - вполне реальная личность (конец VII и первая половина VI века до нашей эры.). Заратустра пытался заменить древние верования новой более стройной системой дуалистической религии. Борьба между силами добра и зла составляют сущность новой религии. В этой борьбе победителем выходят силы добра. Потому что приверженцы Заратустры, свое стремление и могущество, направляют на торжество света и добра над силами тьмы и зла. Антиподом Ахура-Мазды выступает Ахриман - олицетворение силы тьмы и зла. Высший духовный смысл учения Ахура-Мазды находит свое выражение в следующих трех основных заповедях: Доброе слово, Доброе деяние и Добрые помыслы. Приверженцы Ахура-Мазды должны быть абсолютно добрыми не только на словах, в своих действиях, но и в своих помыслах. Трудно найти другое религиозное учение, которое бы так высоко ставило вопрос о нравственном совершенствовании своих последователей. Важное место в учении Заратустры занимает вопрос защиты природы - сохранение флоры и фауны. Он настойчиво предостерегает своих приверженцев от чрезмерных жертвоприношений животных. Бережное отношение к природе отличает учение Ахура-Мазды от других религиозных течений. Учение Заратустры довольно быстро получило распространение среди иранского населения Ирана и Турана. Одновременно, родиной Авесты считается Маргиана, Арея, Систан и Бактрия.
Правитель Бактрии Виштасп считается покровителем Заратустры. Возвышение империи Ахеменидов (550-330 года) во многом связываются с учением Заратустры, которое стало официальной религией такого большого и мощного государства как Иран. Империя Ахеменидов объединила под своей властью не только все иранские и туранские владения, но и племена и народы Ближнего Востока, включая Египет и даже далекую Индию. При Великом Кире (550-530 года) в состав империи Ахеменидов входило 49 различных иранских и неиранских народов и племен. Государство проявляло одинаковую заботу об их развитии и благополучии и уважительно относилось к правам каждой из народностей. Именно, при Кире Великом была принята первая декларация прав наций. Декларация гласила: "Я Кир - ныне стал владетелем царской короны и до тех пор пока Великий Мазда возлагает на меня бразды правления и я буду жить на свете, я никогда не буду силой навязывать свое господство ни одному народу, и в моем царстве каждый народ волен принять или отвергнуть моё правление. Если они будут отвергать мое правление, признанное Ираном, Вавилонией и другими странами, я все же не допущу, чтобы кто-то был подвергнут насилию. Если кто-либо, в силу своей слабости, подвергнется насилию, я буду его защищать и восстанавливать его права, а виновников привлеку к ответственности. До тех пор, пока я буду владыкой, не допущу, чтобы кто-то силой или иными неправильными действиями присвоил чужое богатство и другое имущество без соответствующей компенсации. До тех пор, пока я буду жить, я не допущу, чтобы кто-либо кого-либо заставил работать и не выплачивал ему вознаграждения. Я провозглашаю, что каждый волен исповедовать любую веру и религию по своему убеждению, избирать место жительства по своему желанию и совершать свое исповедание согласно своему убеждению. Каждый волен определять свою работу и профессию только при условии, что он не будет игнорировать права других и наносить ущерб другим". Может быть, именно в силу своих справедливых и гуманистических принципов Ахеменидской империи удалось сохранить свое могущество на обширной территории в течение двухсот лет и достичь больших социально-экономических и культурных преобразований. К этому периоду относится интенсивное развитие земледелия. Источники отмечают строительство различных ирригационных сооружений для орошения земель на больших и малых реках.
Развитие кяризноой системы орошения относится к этому периоду. Центры областей и провинций превращались в города, где широкое развитие получили различные виды ремесла, продукция которых становилась предметом купли и продажи. Развивалась международная торговля. Городские площади занимали от 100 до 200 и более гектаров земли. На них возводились монументальные здания с колоннадами, наподобие знаменитого Ахеменидского дворца в Персиполисе, который стал административным и культурным центром. Вся ахеменидская империя была разделена на 20 больших округов (сатрапий), которые имели между собой постоянную связь и широкий обмен различными товарами. Самой большой сатрапией считалась Бактрия, которая вместе с Согдией составляла единую сатрапию. При Ахеменидах были широко развиты товарно-денежные отношения. Широкое хождение имели золотые дарики (8,4 гр.) и серебряные сикли (5,5 грамм), как местной, так и греческой чеканки. Имеются сведения, что налоговые поступления частично взимались наличными. Налоговые поступления Бактрии составляли 360 талантов, а Дрангианы - 600 -талантов (один талант - около 30 кг серебра). Ахеменидское общество считается рабовладельческим, но в нем начала формироваться земледельческая аристократия, использующая труд рабов и свободных общинников. О небывалой мощи и величии Ахеменидской империи сохранились весьма ограниченные материальные и культурные памятники. Такие, как развалины Персиполиса, описания изображения Бесутуна. Литературное наследие Ахеменидов либо было уничтожено в результате завоевательных походов Александра Македонского, либо было похищено греко-македонскими захватчиками без оставления каких-нибудь следов. В этой связи уместно сослаться на высказывания известного арабского ученого XIV века Ибн Халдуна, который писал, что "иранцы придавали огромное значение развитию гуманитарных наук в своей стране. Государство находилось в описываемый период в зените своего расцвета и могущества, существуют утверждения, что после того как Александр расправился с Дарием и одержал победу над страной Каянидов, эти науки из Ирана стали проникать в Грецию".1 Несмотря на такие разрушительные действия, апологеты эллинистической культуры превозносили подвиги Александра Македонского и выдавали греков за первооткрывателей, которые якобы принесли в страну "азиатских варваров" подлинную цивилизацию, о которой они будто не имели никакого представления. Больше того, Александр Македонский, который пребывал, всего на всего, 7 лет у власти и был полностью поглощен планами завоеваний и военных сражений в новых странах и усмирением массовых народных сопротивлений, выдается за основателя всех городов в Восточном Иране и все материальные памятники этого периода безоговорочно приписываются греко-македонским завоевателям.
Конечно, надо признать, что в отличие от всех других последующих завоевателей, с которыми сталкивались иранские аборигены Центральной Азии, греки стояли на более высокой ступени развития и общения. Их влияние не могло положительно ни сказываться на последующее развитие страны. Но вместе с тем, не возможно отрицать того факта, что греко-македонское завоевание прервало поступательный ход истории народов Ирана, усилило сепаратистские движения отдельных областей и краев, исключило возможность объединения под властью единого централизованного правительства. Время греко-римского господства оказалось краткосрочным. На его развалинах после смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры образовалось несколько полусамостоятельных государственных объединений, которые недолгое время признавали верховенство греко-македонских наместников, однако они правили вполне самостоятельно и оставили яркий след в истории народов Восточного Ирана. К этим объединениям прежде всего относятся Парфянское и Греко-бактрийское царства, в которых особое развитие получило градостроительство. Расширилось ремесленное производство, бурно расцвели денежно-торговые отношения. Греко-бактрийское царство именовалось не иначе как страна тысячи городов. Хотя, это выражение имело несколько гиперболическое значение, тем не менее источники и путешественники отмечают десятки городов в таких областях как Арея, Дрангиана, Арахосия и безусловно, Бактрия. Города строились по строгой планировке, имели правильный прямоугольник, огражденный крепостными стенами, которые были усиленны прямоугольными башнями. Так, протяженность стены столицы Бактрии составляла около 75 км.
Французские археологи на левом берегу реки Пянджа раскопали руины города периода греко-бактрийского царства под названием Ай-Ханум, где обнаружили много памятников, свидетельствующих о влиянии греческой культуры. Интересным представляется гимнасия-центр физической и духовной подготовки молодежи. Открыт огромный перистильный двор размером 137х108 м в обрамлении 116 каменных колонн в греческом стиле. Административный центр города имел 18-колонный зал, построенный по стилю ахеменидской дворцовой архитектуры. Интересным представляется храм, в котором была найдена статуя мужского божества Зевса. Обнаружено много памятников, свидетельствующих о взаимовлиянии и взаимообогащении эллинистической и местной иранской культуры. Однако, существование греко-бактрийского царства продлилась недолго. В конце II века до нашей эры. оно подверглось нашествию новых кочевых племен. Под натиском многочисленных кочевых племен, известных под названием асиев, паисанов, тохаров и сакаравалов распалось греко-бактрийское царство. Города и поселения были разрушены. Наступил период хаоса и запустения, который продлился несколько веков. Вскоре, аристократическая верхушка кочевых племен под сильным влиянием местной элиты убедилась в том, что предавать огню и разрушению богатые города и земледельческие поселения - неразумно, лучше выгодно использовать их и получать большие доходы. Они начали приспосабливаться к новым условиям, стали восстанавливать города и строительные центры, проводить ирригационные каналы, создавать земледельческие оазисы и так далее. Чтобы поддержать товарно-денежные отношения, был налажен выпуск монет по греко-бактрийским образцам. Больше того, предводители кочевых племен стали претендовать на безраздельное политическое господство и именовали себя не иначе как великими царями. Все эти кочевые племена были иранского происхождения и говорили на различных восточно-иранских диалектах, сохраняли старинные арийские традиции и поэтому сравнительно легко находили общий язык со своими покоренными сородичами. Как бы там ни было, они создали на территории Афганистана и Северной Индии крупное государственное объединение, которое поражало на древнем Востоке своим величием. Эти племена именуются на Востоке саками и юсчжи, и более ста лет вызывали споры в научных дискуссиях. Однако, вопросы происхождения этих племен, не могли найти окончательного удовлетворительного ответа. Только открытие материальных памятников и письменных источников положили конец этим многочисленным дискуссиям. Благодаря советско-афганской археологической экспедиции, в 70-х годах были открыты захоронения юсчжийской знати на Тилля-теппа в Северном Афганистане, где обнаружено около 25 тысяч различных золотых украшений, которые покоряют воображение своим великолепием. Все они выполнены в "зверином стиле" и подчеркивают родственные связи с скифо-сарматскими произведениями искусства. Эти захоронения относятся к первому веку до нашей эры, как раз тому периоду, когда установилось юсчжийское владычество в Бактрии. Местом первоначального обитания этих кочевых племен был Туран, откуда они начали совершать свои набеги и захватнические походы.
Первоначально саки напали на парфян и изрядно их потревожили, затем направились в Дрангиону, где остановились. Поэтому этот край получил название Сакистан, от которого происходит современный Систан. Другая ветвь саков распространила свою власть на Гандхар и Кашмир и создала индо-сакскую державу под названием Мауеса. Большое количество, начеканенных ими монет, обнаружено на территории Афганистана в Таксиле (1500 штук) и на дне священного озера в Мир-Захаке (4000 штук). Но самую могучую империю создали юсчжийские племена родом из Даяна (Ферганы). В состав их владений входила вся Средняя Азия, территория современного Афганистана, северо-западная Индия, а также Восточный Туркестан, отвоеванный ими у ханских властителей Китая. Период самого большого расцвета Кушанской империи приходится на время правления Канишки (128 по 151 годы). Он становится истинным приверженцем буддизма, вместе с тем, он широко декларирует веротерпимость. При нем свободно поклонялись древнегреческим и древнеиранским божествам. В различных областях огромной империи население свободно исповедовало религию по своему внутреннему убеждению. Канишка вместе с тем, был последовательным поборником древнеиранских традиций. При нем произошла замена греческих надписей на собственно кушанские. Греческий алфавит был модифицирован к бактрийскому языку, который становится официальным государственным языком империи и именуется арийским языком. Кушанский период I-V веков явился самым ярким периодом наибольшего подъема социально-экономического развития, политической стабильности и расцвета древней цивилизации. Кушанцы большое внимание уделяли развитию ирригационного земледелия, налаживанию аграрных отношений. Получило развитие два типа земледельческого поселения. В одних случаях сельские поселения состояли из многокомнатных домов, предназначенных для многочисленных патриархальных семейств. В других случаях - хорошо отделанный дом, принадлежащий местной земледельческой знати. Преобладали также поселки, имеющие форму правильного квадрата, обнесенные стеной и даже с башнями. Обнаружены хранилища для вина и зерновых, сеяли хлопок. Самый яркий прогресс достигается в области градостроительства. Именно Кушанский период считается временем наивысшего расцвета городской жизни. Росло число городских поселков в Бактрии, Арахосии, Гандхара и других областях страны. Археологические исследования в Хадде, Баграме, Дилбарджине и других местах показали небывалый расцвет городской жизни и городской цивилизации. Собранные материалы культуры Кушанской эпохи в Кабульском музее считались наиболее ценными и редкими и покоряли воображение посетителей.
Особый восторг вызывали многочисленные буддийские памятники: скульптуры, статуи Большого Будды (53 м) и Малого Будды (33 м) в Бамиане, которые не имеют себе равных в мире. Именно благодаря Кушанам буддизм получил распространение в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Замечательным памятником Кушанской эпохи является святилище Сурх-Кутал к югу от Пули Хумри, где находится целый ряд монументальных сооружений, в том числе алтарь хранилища огня, к которому ведет многоступенчатая лестница. Ценной находкой явилась надпись на бактрийском языке греческим алфавитом. Помимо всего этого, при Кушанах Афганистан становился центром мировой торговли, чему не в малой степени способствовало развитие различных отраслей местного ремесленного производства. Но особое значение приобретает расширение торговых связей с Римской империей сухопутным путем через парфянское государство. Бактрия и Баграм становятся перевалочными центрами торговли между Индией, Китаем и Римом. В это же время большое значение приобретает южный морской путь, который проходил из Египта через Красное и Аравийское моря и достигал Индии. Далее сухопутным путем соединялся с Кушанами. Обмен индийских и китайских товаров совершался в основном в Бактрии, через которую проходил "Великий шелковый путь", который являлся связующим звеном Запада и Востока. Основные товары безусловно были иностранного происхождения, которые обменивались на золотые и серебряные монеты. Обнаружение сотен и тысяч медных монет свидетельствуют о том, что в товарно-денежные отношения широко вовлекались местные мелкотоварные производители. На рубеже V века наступил период заката былого могущества Кушанской империи, чему способствовали прежде всего внутренние противоречия. На передний план выдвигалась земледельческая аристократия, которая воздвигала свои усадьбы и замки, строила крепости и подчеркивала свое независимое положение.
Развитие феодальных отношений вступило в противоречие с рабовладельческими. В силу этого, города потеряли свое прежнее значение. Борьба за расширение своих владений приводила кушанцев к столкновению с Сасанидами (226-651 годы), которые нанесли им в V веке ряд существенных поражений. Однако конец существованию Кушанской империи положили кочевые объединения, известные под названием хиониты-эфталиты, которые в середине V века заняли основные центры Кушанидов в Афганистане. Эфталиты считаются выходцами из Бадахшана. Однако им не удалось организовать крупное централизованное государство, наподобие Кушанской империи, которая была создана их сородичами юсчжийцами. Историческое значение Кушанской империи состоит прежде всего в том, что она синтезировала культурные традиции древнего Ирана, Греции и Индии и обеспечила их взаимодействие и взаимообогащение, без которых представляется невозможным развитие мировой цивилизации. Для собственной истории народов этого края значение Кушанского периода состоит в том, что при нем произошло слияние и объединение Согдианы, Бактрии, Ареи, Дарнгианы, Арахосии, Нангархара и так далее в единое государство. Именно аборигены этих областей составляют основной этнический компонент таджикского народа, которому принадлежит выдающаяся роль в будущем развитии Великого Хорасана. 2. Средневековая история История возникновения и развития феодальных отношений совпала с нашествием арабов и распространением ислама в Хорасане, представленного двумя областями собственно Хорасаном, который охватывал всю территорию современного Афганистана, включая Иранский Хорасан и Мавераннахром - территорией между двумя крупнейшими реками Средней Азии Сырьдарьей и Амударьей, именовавшейся прежде Тураном. То, что ислам сыграл важную роль в общественно-политической жизни арабских кочевых племен, остается неоспоримым фактом, подобным тому, какую важную роль имело, в свое время, учение Зороастризма в истории народов древнего Ирана.
Однако, когда современные апологеты религии утверждают, что будто бы ислам был принят народами Ирана и Хорасана добровольно и без принуждения. Такое утверждение вызывает возражения и противоречит исторической правде. На самом деле, арабские завоеватели, под прикрытием распространения ислама, стремились к захвату чужого имущества и чужих земель. Им удалось на своем пути покорить великие империи и захватить огромные территории, включающие Испанию на Западе и Индию - на Востоке, превращая их в своих сателлитов. Все это прикрывалось святым именем Ислама. Чтобы привлечь покоренные народы к принятию ислама, арабы вначале оставляли местных правителей во вновь завоёванных землях, устанавливали более мягкий налог для населения, принявшего ислам. Те же, которые отказывались принять ислам, обязаны были платить особую подушную подать - джизия и земельный налог в больших размерах. К тому же они принуждали население к выполнению различных натуральных повинностей. Так что, стать мусульманином становилось материально выгодным, поэтому трудовой народ во многих случаях формально выдавал себя за сторонника ислама, но продолжал исповедовать свою религию - зороастризм. Засилье арабов и навязывание вероисповедания - заставляло народы оказывать завоевателям стойкое и упорное сопротивление.
Историческая трагедия последствий арабских завоеваний состоит в том, что они почти полностью уничтожили прежние культурные традиции. Повсюду насаждался ислам и арабский язык. Вопреки утверждению хадисов -пророка Мухаммед высоко ставил значение науки и знания. Его же последователи считали священный Коран последним и единственным источником знаний на земле и потому все прежние произведения науки и культуры подлежали уничтожению, и уничтожались! Больше того, после смерти Мухаммеда (умер в 632) и его первых четырех сподвижников в Арабском халифате установился самый жестокий и деспотический режим династии Омеядов (661-750), проводивший политику дискриминации других народов и проповедовавший превосходство арабов над остальными. Такая политика вызывала широкий протест и приводила к массовому оппозиционному движению среди иранцев, получившему название "Шуубия". Они выступали за восстановление древней истории и культуры Ирана и Хорасана. Это была напряженная длительная борьба против арабского господства. В конце концов, она вылилась в массовое народное антиомеядское открытое выступление под руководством Абумуслима Хорасани (747-750). В восстании принимало участие более ста тысяч человек.
Оно сметало на своем пути представителей Омеядов повсюду. Это движение привело к власти Аббасидов в центре халифата. Оно знаменует собой коренной поворот в истории мусульманского мира, и был положен конец деспотическому режиму Омеядов. К власти пришли Аббасиды (750-1258). Главным и основным итогом этих изменений было то, что иранцы теперь становятся совладельцами государственного управления в халифате и их исторические и культурные традиции становятся необходимым атрибутом социально-экономического и общественно-политического строя мусульманского мира. Именно благодаря участию иранцев во всех сферах общественной деятельности арабского халифата, мусульманский мир повернулся лицом к культуре и цивилизации. Научные и литературные произведения других культур и более древних народов стали переводиться на арабский язык и стали достоянием цивилизованного общества и преобразовали мусульманский мир. В этом процессе большую роль играло семейство Бармакидов из Балха.
Но самым важным итогом движения Абумуслима Хорасани для собственной истории Ирана и Хорасана было то, что оно фактически привело их к самостоятельности. До трагической гибели Абумуслима в 755 году, Иран и Хорасан управлялись им самостоятельно и халифы не осмеливались вмешиваться во внутренние дела управления страной. После того, как Аббасиды коварно расправились с ним, антиаббасидские движения не прекращались в Хорасане до тех пор, пока управление не перешло в руки местных властей и не сформировались национальные государства Тахиридов, (821-873), Саффаридов (873-903) и Саманидов (821-1005). Наряду с Абумуслимом неизгладимый след в истории мусульманского мира оставил другой его современник и соотечественник Нуъман ибн Сабит, более известный как "Эмоми аъзам" (Великий предводитель) - основоположник ханифитского толка в исламе. Подавляющее большинство мусульман являются его последователями, потому что, в отличие от других толков ислама, он допускает свободное толкование догм ислама; более терпимо относится к другим религиям. Кроме религиозного права, допускает широкое использование местных обычаев и традиций (адат) и законов светской власти. Будучи крупнейшим толкователем ислама, Абу Ханифа допускал использование в исповедях кроме арабского и персидский язык.
Этим самым он открыл дорогу к распространению персидского языка и оградил путь языковой дискриминации. В этом плане, трудно переоценить значение его мужественного поступка в сохранении национальных языков мусульман в восточной части Арабского халифата в отличие от его западной части, где все покоренные народы обязательно становились арабо-язычными. Именно в интерпретации Абу Ханифы ислам стал восприниматься народами Ирана и Хорасана. Он становится основным идеологическим направлением. Теперь ни одно общественно-политическое движение не происходило без участия ислама.
Но для этого понадобилось, по крайней мере, полтора-два столетия. Хотя народы Ирана и Хорасана боролись за создание своих собственных национальных государств, тем не менее, они формально не игнорировали верховенства халифата в качестве главы ислама, приносили богатые дары, обменивались грамотами и так далее. В истории Хорасана иранские национальные государства Тахаридов и Саффаридов играли важную роль, но выдающееся место занимало государство Саманидов, которые являлись выходцами из Балха. В период существования государства Саманидов, произошли огромные политические, социально-экономические и культурные преобразования. В состав государства Саманидов, в период его могущества, входила вся территория современной Средней Азии, Афганистана, Ирана и Балуджистана.
Саманиды нанесли в 894 году тюркам в Тарозе (Чимкенте) решительное поражение и на целое столетие положили конец их постоянным разрушительным нашествиям на Среднюю Азию. Со времени образования тюркского каганата в Семиречьи и Алтае в VI веке, они совершали постоянные набеги, разрушали города и села, грабили иранских аборигенов. Поэтому укрепления северных границ от нашествий тюркских кочевых племен составляло особую заботу местных властей, которые строили оборонительные сооружения, воздвигали мощные стены и крепости. Разгромив тюрков, Исмаил Самани заявил, что "пока я буду жив, я буду стеной Бухары". Обезопасив границы своего государства от нашествий тюркских кочевых племен, Саманиды полностью занялись созидательным трудом; сооружали ирригационные каналы, строили города, налаживали ремесленное производство, расширяли разработки горных выработок, развивали торговлю и строительство дорог и так далее. Нет такой отрасли трудовой деятельности, которая не получила бы развития в период Саманидов. В отличие от предыдущих и последующих правителей, которые обычно обращали внимание на развитие своих столиц и отдельных провинций, Саманиды же, наряду с Бухарой и Самаркандом, проявляли заботу о развитии всех провинций и многочисленных городов, которых насчитывалось более 300.
Это приводило к повсеместному и небывалому подъему социально-экономической жизни и благополучию населения. В то же самое время при Саманидах установилось самое совершенное государственное правление на Востоке. Для этой цели они тщательно изучали опыт государственной системы, не только своих прямых сородичей - Ахеменидов и Сасанидов, но и обращали внимание на достижения других ближних и дальних народов таких, как народы Китая, Индии, Рима и других и принимали наилучшие их качества. За государственные дела несли ответственность великие визири, которые выбирались из числа самых образованных и одаренных людей, невзирая на их национальную принадлежность. Успехи и благополучие Саманидов связывают, главным образом, с именами великих визирей Джайхани и Балами. Круг обязанностей каждого из десяти диванов (министерств) Саманидов строго был регламентирован и находился под контролем совета. Назначение и перемещение глав диванов производилось советом, состоявшим из самого эмира (шаха), великого визиря и сипахсолора (главнокомандующего войском).
Основным и незыблемым принципом государственного управления считались доброта и справедливость. Источники утверждают, что Исмаил Самани (892-907) был, в высшей степени, обладателем этих благородных качеств. Примечательно то, что в государственном управлении, Саманиды находили оптимальный вариант соотношения между центральной и местными властями. К управлению местных провинций привлекались потомственные аристократы, которые добросовестно выполняли свои обязанности и, в случае внешней опасности, выставляли необходимые вооруженные отряды. Конечно, правильное сочетание центральной и местных властей зависело от силы и мощи центрального правительства. Ослабление центральной власти неизбежно приводило к усилению сепаратистских устремлений отдельных местных правителей. Самая главная черта и особенность государства Саманидов заключалась в обеспечении небывалого развития науки, литературы и культуры. В это время получили развитие все отрасли науки. Научные работы древних индусов, греков, ассирийцев переведенные на арабский язык, становятся широко доступными. Арабский язык становится международным языком общения и развития науки. Это происходило потому, что Саманиды были религиозно толерантны - то есть проповедовали свободу вероисповедания. Последователи всех религиозных убеждений - христиане, зороастрийцы, иудеи, мусульмане различного толка ислама, могли свободно совершать свои обряды, а в научных и религиозных спорах отстаивать свои убеждения и, однако, никто не подвергался репрессиям. В силу этих обстоятельств, выдающиеся ученые и литературные деятели разных стран и народов находили Хорасан и Мавераннахр самым благоприятными местами для развертывания своей творческой деятельности. Выросла могучая плеяда научных и литературных корифеев. Только перечень их имен занимал бы много страниц. Будет достаточно, если упомянуть имена Мухаммада Рази, Абунасра Фараби, Абу Али ибн Сина, Абурайхона Бируни, Абу Абдулло Рудаки, Абулкасима Фирдоуси и многих других, которые являются славой и гордостью эпохи Саманидов, считающейся золотым веком в истории народов Ирана. Это время не случайно именуется периодом иранского возрождения. Основной вклад в развитие, так называемой мусульманской цивилизации, внесли именно таджики и персы. Персидский язык, получил санкцию государственного языка. На этом языке была создана великолепная обширная научная и художественная литература. В этот период из согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев и других древнейших аборигенов Хорасана сформировался таджикский этнос, составляющий основное население государства Саманидов.
Представители других народностей, таких как арабы и тюрки (халаджи), являлись остаточным элементом бывших завоевателей. Они жили островками среди подавляющего таджикского населения. Эти малочисленные племена из-за общей своей отсталости не могли иметь заметного влияния на историю и культуру этого периода в Хорасане. Принципы свободомыслия и веротерпимости, являющиеся главным фактором развития естественных и других отраслей наук, были отвергнуты в самом начале образования халифата,а затем и в других государствах, появившихся после Саманидов. В период борьбы против господства Аббасидов появились различные течения в исламе. Например, суннизм, сторонники которого отстаивали выборность халифата и шиизм. Сторонниками этого направления являются шииты, которые признавали наследственное право быть главой мусульманской общины только за родом халифа Али - дяди и зятя пророка. Народные массы, принимавшие активное участие в антиарабском движении требовали решения вопросов социального характера. Появлялись и другие сторонники шиизма - хариджиты и карматы, выступавшие за социальное равенство всех мусульман. Они игнорировали крупное феодальное землевладение. Хариджиты - олицетворением суверенной власти, считали религиозную общину. Кроме того, они полагали, что Халиф должен быть выборным и ответственным и каждый мусульманин, совершивший грехопадение, должен быть отвергнут. Карматы провозглашали не только идеи социального равенства, но и ставили вопрос относительно установления общности имущества и равного использования земли. Эти религиозные течения лежали в основе всех антифеодальных движений. Аббасидские халифы, стремясь упрочить свою позицию в 851 году, провозгласили суннитский толк ислама официальным вероисповеданием. Появились специальные богословы, законоведы (улемы и факихи), обосновывающие преследования других религиозных течений.
Преследование инакомыслящихся усилилось, особенно, при Газневидах (997-1186), которые считаются наследниками и продолжателями Саманидов. В отличие от Саманидов, которые ни разу не посягали на чужую территорию, они 17 раз совершали грабительские походы в Индию, прикрываясь лозунгом распространения святого ислама. Султан Махмуд Газневи (997-1030) именовал себя, не иначе, как гази - борцом за веру. Таким образом, происходил отход от основных принципов Саманидов и отставание от их уровня культурного развития. Главным соперником Газневидов становились гуриды, которые основали в Центральном Афганистане свое государство, распространившие свою власть на всю территорию Афганистана и южные районы Таджикистана. После того, как в начале XIII века Гуриды были вытеснены Харезмшахом, они обосновались в Индии. Созданный ими Делийский султанат (1206-1526) стал проводником таджикско-персидской культуры. Персидский язык приобрел статус государственного и межнационального общения в Индии, на нем была создана большая научная и художественная литература, чьи традиции затем продолжали Великие моголы. После падения государства Саманидов, начиная с XI века, постепенно наращивается наплыв тюркских кочевников, происходят важные этнические изменения. Под давлением гуннов скифо-сарматские племена вытесняются с Иртыша и Балхаша на запад, а иранские племена - в Среднюю Азию.
Прежнее их местопребывание занимают тюрко-монгольские племена, которые начали совершать многочисленные нашествия на Среднюю Азию. Просторы между Днепром и Иртышом, теперь известные под названием Кипчякских степей, превращаются в плацдарм для нашествий тюрко-монгольских кочевых племен, многократно повторяющиеся в течении многих веков вплоть до новейшего времени. Выходцы этих степей сельджуки, караханиды, хорезмийцы, затем монголы и другие - представляли собой сильные военизированные племена, которым удавалось организовать ряд мощных военно-политических объединений. Они расширяли сферу своего влияния даже на Ближний и Средний Восток. Но сколько ни будь культурный след в истории этих стран оставить они не могли, ибо будучи отсталыми в социально-экономическом и культурном плане, они не могли содействовать прогрессу и поступательному развитию этих стран. Обладая военной силой, они насильно навязывали свои общественно-политические институты более развитым и цивилизованным народам и, тем самым, на целые столетия отбрасывали их назад. Поэтому происходит разрыв культур в Средней Азии - от существовавшего ранее уровня развития периода Саманидов.
Кроме того, при господстве тюрко-монгольских династий, происходили важные изменения в области земледелия и землеиспользования. Саманиды свято чтили частную собственность на землю и содействовали её развитию. Когда к власти пришли тюркские завоеватели, они все земельные владения покоренных народов, согласно своим обычаям, объявили собственностью своих же улусов то есть военных подразделений, которые вначале пользовались правом взимания земельного налога, но в последствии они становились временными, а потом и наследственными собственниками. Эта система, получившая название икта и иктадорства, привела к ликвидации прежней собственности как крупных дехканских, так и мелких хозяйств. Новые собственники были далеки от земледелия, и их мало интересовало его развитие. Поэтому, по свидетельству из достоверных источников, если стоимость участка земли при Саманидах доходила до 12 тысяч дирхамов, то в конце XII века его задаром никто не брал, и если даже приобретал, то не обрабатывал из-за притеснения новых властей. Поэтому господство новых завоевателей послужило причиной резкого сворачивания основной отрасли трудовой деятельности местного коренного населения, каковым считалось земледелие.
Это весьма отрицательно сказалось на экономическом состояние страны. Ввиду всего этого, вопреки утверждению отдельных ученых, не могло иметь место развитие городов и торговли в Средней Азии на данный исторический момент. Однако самой большой исторической катастрофой явилось татаро-монгольское нашествие в XIII веке. По свидетельству источников, монгольские войска, подобно черному смерчу и необузданной саранче, на своем пути уничтожали все живое и не живое и превращали цветущие долины в руины и развалины. Древнейшие центры цивилизации, такие как Самарканд, Бухара, Герат, Балх и многие другие города и долины Хоросана были полностью опустошены и разрушены, а жители поголовно истреблены. Монгольские войска отличались особой жестокостью и строгой дисциплиной. В случае гибели командира десятки, все члены ее подразделения должны были разделить его участь за то, что они не смогли сберечь своего командира. Такая жестокость приводила их к строгой дисциплине в десятке, сотне, тысяче и в тумене (десять тысячи). Кроме того, монголы, при захвате городов и населенных пунктов, все мужское население зачисляли в хашарах (отряды смертников), которых выпускали в авангарде наступающих войск.
Монгольским захватчикам могли оказать стойкое сопротивление только жители городов и земледельческих оазисов, которые защищали свои места обитания и состоящих преимущественно из таджиков. Что касается тюрков, то они из-за своего кочевого образа жизни, обычно, избегали непосредственных стычек с монгольскими войсками или же из-за родственной солидарности переходили на их сторону. Поэтому, только таджики оказывали мужественное сопротивление монголам, не имея другого выхода, и вписали много славных страниц в свою историю борьбы. Такие города, как Мерв, Балх, Герат и другие, населения которых насчитывало около и более миллиона человек, превращались в руины и жители поголовно истреблялись. Общее число погибших, по данным источников, составляло более 10 миллионов человек. Многие цветущие долины превратились в безжизненные пустыни, которые теперь могли быть использованы только в качестве пастбища. Вся огромная империя монголов состояла из разрозненных, разграбленных и разрушенных краев, которые были отданы в удельные владения многочисленным наследникам Чингизхана. Вожди племен и военачальники становились обладателями земельной собственности, которую используют в качестве пастбища. Ликвидируется прежнее земледелие. Площадь обрабатываемых земель составляет не менее 1/10 ее прежней части. Из-за этого снабжение войск фуражом и продовольствием становится чрезвычайно сложным вопросом. Для решения этих проблем власти вводят систему бератов, то есть сбора запаса продуктов. Но в условиях свертывания земледелия, эта система перестает работать. Поэтому произвели закрепление дехкан к определенным участкам земли. Кроме того, были введены трудовые повинности.
В крупных мастерских (корхона) использовался труд рабов. Со временем монголы убедились в том, что без привлечения местных аборигенов и использования их опыта государственного строительства не возможно дальнейшее управление страной. Иран и Хорасан находились под властью Хулагидов. Мавераннахр состоял во владении Чагатаев. При Газанхане (1295-1304) (род Хулагидов) были проведены важные внутренние реформы. Наряду с монгольской знатью, местные земледельцы получали право обрабатывать и заселять заброшенные земли. Кроме того, нерадивый иктадор мог лишиться своего имущества. Беглых дехкан заставляли возвращаться на прежнее место и закрепляли их по месту уплаты налогов. Было налажено производство различной продукции ремесленных предприятий. Была приведена в порядок система многочисленных сборов и товарно-денежных отношений. Монголы приняли местные традиции и обычаи и перешли в исламское вероисповедание. Примером такого преобразования может служить народ монгольского происхождения - хазарейцы, которые проживают в Центральном Афганистане. Большинство исследователей считают их остатками монгольских войск, за которыми сохранилось монгольское название военизированного подразделения - хазара, то есть тысяча. Ввиду того, что хазарейцы оказались в окружении фарсиязычных народов, они забыли свой первоначальный родной язык и перешли на фарси. В период самой страшной трагедии - монгольского нашествия- таджикам все же удалось восстановить свою государственность.
Потому что они, во-первых, составляли абсолютное большинство населения этого региона. Во-вторых, в отдаленных горных частях Гура, сохранился еще костяк гуридов, которым удалось восстановить свою власть во всем Хоросане под названием Куртское государство. Куртское государство (1246-1371) сохранило прежние национальные и культурные традиции таджиков и распространило свою власть даже на паштунские племена, обитавшие на просторах между реками Кура и Инд. Область обитания паштунов - автор "Таърихномаи Хирот" Сайфи Хирави (16 век) назвал - "Афганистан".
Афганцы (паштуны) являются древнейшими аборигенами Восточного Ирана, имеющие с таджиками общее и родственное происхождение. В отличие от таджиков, которые еще в глубокой древности перешли к оседлому образу жизни, афганцы продолжали кочевать и заниматься скотоводством. В состав этногенезиса паштунов входят все восточноиранские кочевые племена: саки, эфталики и другие. Кроме того, паштуны ассимилировались с тюркскими племенами - халаджев, кочевавших в 11-13 веках на Газнинском плато. Происхождение одного из крупных паштунских племен - гилазаев связываются с тюркскими кочевниками. Среди самих паштунов распространена версия об их семитском происхождении. Это не может быть полностью исключено в виду того, что иудейские племена жили в Хорасане. Тем не менее, паштуны безусловно принадлежат к восточноиранским племенам, которые избрали просторы Сулейманских гор, как место постоянного кочевого обитания. Начиная с XVI века, паштунские племена постепенно начали переходить к оседлости. Тем не менее, этот процесс не нашел свое завершение и в наши дни. Паштуны делятся на четыре крупных племенных объединения, в которых насчитывается около четырехсот родов. Теперь все заметнее становится роль паштунов в общественной и политической истории Хорасана. Подводя итоги последствий монгольских нашествий и последующих тюрко-монгольских завоеваний, следует заметить, что они негативно отразились на социально-экономическом и культурном развитии Средней Азии и Хорасана. Монголы подрывали потенциальную силу древних и основных аборигенов страны - таджиков и персов, которые в течение многих веков занимали ведущее место в прогрессивном развитии Центральной Азии и создании богатой цивилизации этого региона. Наплыв и засилье различных тюрко-монгольских кочевых племен, находившихся на более низком уровне развития в условиях установления их безраздельного политического господства - привели к отставанию и деградации общественного развития в последующие столетия. Бесспорным остается тот факт, что отсталое общество не может служить фактором развития и прогресса. Прав был немецкий исследователь Линднер, который писал, что персы и таджики "постоянно снова поднимались после эпохи притеснения и спасая свою национальную сущность, переносили на своих победителей, греков, арабов, тюрков, монголов значительную часть своего собственного духа и создавали для себя после разрушения новые культурные условия".1 Поэтому нельзя приписывать некоторое культурное оживление Герата, Дехли и Исфагана, имевшее место в XV-XVI веках, соответственно тимуридам, моголам и сефевидам, на том основании, что политическое господство тогда находилось в руках тюрко-монгольских династий. Шестнадцатое и семнадцатое столетия считаются самым мрачным периодом в истории Афганистана, который становится ареной раздора между моголами, сефевидами и шейбанидами. Борьба этих племен за раздел и разграбление Афганистана продолжалась в течение всего этого времени. Западную и восточно-южную часть поделили между собой сефевиды и моголы, а северные районы захватили шейбаниды. Новые завоеватели не оставили никаких культурных следов в истории Афганистана, который заметно остановился в своем развитии. В этот же период происходит заселение севера Афганистана узбекскими племенами, положившее начало их постоянному обитанию в северных районах Афганистана. Коренные аборигены не могли примириться с притеснениями и засильем новых завоевателей и вели с ними постоянную борьбу. В этой борьбе активное участие принимали паштунские племена северо-западных областей Индии, находившиеся под властью Великих моголов.
К этому периоду относится разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений среди афганских племен. Отдельные социальные группы переходят от кочевого скотоводства к оседлости и обработке земли, захваченной у своих соседей: таджиков на западе и индусов на востоке. Долгое время среди афганцев сохранялась коллективная собственность на землю, и периодически происходил передел этой собственности между различными афганскими племенами. Эти переделы назывались "веш". Развитие имущественного неравенства и появление местной знати привели к тому, что последние старались предотвратить эти переделы и избавить свои земельные владения от правопорядков "веш". В результате развития феодальных движений и усиления притеснений могольскими властями зародилось сектантское движение рушанийцев. Основатель движения Боязид Ансари (1525-1573) считал, что все люди, независимо от религии, национальной и социальной принадлежности, являются равными перед богом, поэтому чтобы спасти душу необходимо установить равенство людей на земле. Когда расширилось движение рушанийцев, они стали захватывать земли и имущество знатных людей и моголских властей и делили все захваченное среди членов секты равномерно, 1/6 часть предназначалась руководителям движения. В целом, такой подход поощрял захватнические устремления рушанийцев. К этому движению присоединились многие афганские племена и оно продлилось более 50 лет и пошло на убыль лишь в 1638 году. В новых условиях инициативу борьбы против моголских властей взяли в свои руки хаттакцы - одно из сильных афганских племен, которому удалось создать даже свое собственное хаттакское княжество. В течение 70-80 годов XVII столетия эту борьбу возглавлял мужественный и стойкий борец Хушхолхан Хаттак (1613-1689), который считается основателем поэзии на языке пашту. Он призывал афганцев положить конец внутренним распрям и междоусобицам и объединить свои усилия против моголских властей. В антимоголскую борьбу включились афганцы всех племен от Пешавара до Кандагара включительно. Именно тогда подчеркивалась необходимость создания своего собственного национального государства. Инициаторами создания афганского национального государства становятся западные афганские племенные объединения - абдали и гильзаи, среди которых были развиты феодальные отношения и они в течение XVII и первой половины XVIII столетий расселились по восточным и южным районам современного Афганистана. Борьбу за объединение Хорасана в единое государство поддерживали таджики, хазарейцы, узбеки и все другие народы, которые длительное время отстаивали свободу и независимость своей родины. Поэтому, основателю государства Дуррани Ахмадшаху Дуррани (1747-1773) удалось легко, добровольно и даже без применения силы объединить всю территорию современного Афганистана и часть северно-западной Индии, где проживали паштунские племена, в единое государство. Однако, в виду того, что афганские племена оставались скотоводческими - кочевой образ жизни, захват и ограбления чужих земель и чужого имущества для них считался не только необходимым подспорьем обеспечения собственного существования, но и проявлением мужества и стойкости.
Поэтому первое афганское государство Дуррани (1774-1818) расширяло свои владения за счет захвата и присоединения чужих земель, которые в два раза превышали свою собственную и занимало территории от Дехли до Нишопура от Аму-дарьи до Аравийского моря. В целях ограбления они совершили более 47 походов в Индию. Таким образом, разбогатевшая верхушка становилась обладателем большой движимой и недвижимой собственности, отнятой у прежних таджикских и хазарейских владельцев. Вопреки прежним традициям, правящее племя абдали именуемое теперь Дуррани установило для себя и своих родных кланов самое привилегированное положение. Высокие административные должности предназначались только для правящих кланов, они пользовались налоговым иммунитетом. Каждый глава племенного рода, именуемый ханом и маликом, мнил себя совладельцем шахской короны, не хотел занимать подчиненное положение. Автономизм и сепаратизм афганских племен ставил под сомнение дальнейшее существование государства Дуррани и послужили причиной дальнейшего усиления феодальной раздробленности и обострения внутренних междоусобиц. Только перемещение столицы государства из Кандагара в Кабул в 1774 году, из племенного окружения в таджикскую среду, спасло распад государства Дуррани на некоторое время. Однако государство Дуррани не предпринимало никаких шагов, направленных на социально-экономическое и культурное развитие страны и Афганистан по-прежнему продолжал оставаться самым отсталым и забытым краем.
К тому же, начиная с самого начала XIX века, Афганистан становится объектом происков и соперничества главных капиталистических стран. Прежде всего, это капиталистическая Англия и царская Россия, которые в своих корыстных целях широко использовали иранских каджаров и пенджабских сикхов. В свою очередь, это привело к усилению сепаратистских устремлений афганских баракзайских сардаров, разделивших страну на Гератское, Кандагарское, Кабульское и Пешаварское княжества. Северный Афганистан становится объектом соперничества узбекских беков. В такой сложной ситуации английские колонизаторы развязали против народов Афганистана первую англо-афганскую войну (1838-1842) и направили туда большую армию. В Афганистане отсутствовало центральное правительство и регулярная армия. Только народные массы сами организовали мощное сопротивление англичанам. Из своей среды народ выдвинул лидеров, которые нанесли агрессорам сокрушительное поражение и вынудили их оставить страну. Народные массы на своем горьком опыте убеждались в том, что для того, чтобы защитить свою страну от происков внешних агрессоров, необходимо объединиться. Центром объединения становится Кабул, который был более развитым в социально-экономическом плане по сравнению с Кандагаром, Гератом, Мазари Шарифом и другими городами Афганистана. Эмир Дустмухаммадхан, будучи неродовитым пуштунцем, не мог рассчитывать на их помощь, прибегал к поддержке таджикского и хазарейского населения. Добившись расположения английских властей Дустмухаммадхан снова занял в 1843 году афганский престол (1843-1963). До этого с 1826 по 1839 годы он был эмиром Кабула. И только при Дустмухаммадхане произошло объединение различных областей Афганистана в единое государство и сформировалась нынешняя территория страны. Опекунами Дустмухаммадхана были англичане, которые весьма ревниво следили за продвижением России в Среднюю Азию. Россия, хотя официально и провозглашала, что Афганистан находится "вне сферы ее влияния" (1873), тем не менее, когда разразился ближневосточный кризис, пользуясь дружеским расположением эмира Шермухаммадахана (1863-1879) в целях оказания давления на английские власти в период Берлинского Конгресса (1878), продвинула свою армию к берегам Аму-дарьи, и направила специальную миссию в Кабул, которая была встречена тепло и торжественно. Это обстоятельство дало повод англичанам развязать против Афганистана вторую англо-афганскую войну (1879-1980). Пользуясь слабостью афганских властей, англичане в начале войны навязали Афганистану тяжелый и обременительный Гандамакский договор (1879), согласно которому Афганистан без санкции английских властей не имел право устанавливать внешние отношения с другими странами, кроме самой Англии. Народы Афганистана и на этот раз оказали англичанам мужественное и стойкое сопротивление и вынудили оставить страну. Пришедший к власти на волне народного сопротивления, эмир Абдуррахманхан (1880-1901) занял по отношению к английским властям примиренческую позицию. Он оставил в силе Гандамакский договор, и подписал с ними Дюрандское соглашение, согласно которому все земли восточных пуштунов оказались отрезанными от Афганистана. Так возникла проблема Паштунистана, которая стала постоянной проблемой внешней политики правителей Афганистана.
Эмир Абдуррахманхан установил самый жестокий феодально-деспотический режим, восстановил привилегированное положение баракзаев, сильно притеснял неафганские народности: таджиков, хазарейцев, узбеков и другие. Против его деспотичного режима среди угнетенных и бесправных народов неоднократно вспыхивали антифеодальные и народно-освободительные выступления. Особенно крупными были выступления гильзаев в 1886, узбеков и таджиков в 1888 г. в Мазари Шарифе и хазарейцев в 1891-1893 гг. и так далее. Деспотическая форма правления Абдуррахманхана полностью игнорировалась всем афганским обществом и оно вступило на путь преобразования и проведения внутренних реформ, которые составляют основное содержание новейшей истории Афганистана.
http://www.tajik-gateway.org/
|
|