Выберите первую букву интересующей вас страны:
А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я


Камерун / История Камеруна



Португальцы, появившиеся в районе р.Вури в 1472, назвали ее Риу-душ-Камаройнш, в переводе «река креветок», поскольку креветки в изобилии водились в эстуарии. От слова «камаройнш» пошло название страны. На ее побережье развернулась торговля, в том числе невольниками, на протяжении последующих 300 лет, вплоть до создания в 1884 германского протектората Камерун. Англичане распространили название Камерун на прибрежные районы, где к началу 19 в. им удалось взять под контроль торговлю. Германские колонизаторы называли Камеруном всю территорию протектората, включая побережье и внутренние районы, которые они захватили в ходе раздела Африки европейскими державами в конце 19 в.

Мало что известно об истории внутренних районов Камеруна до появления там европейцев. Дуала проникли в район эстуария р.Вури с востока приблизительно в начале 17 в. и долго служили посредниками между португальскими, голландскими и английскими торговцами и племенами внутренних районов. Вторгшиеся из северных саванн фульбе в начале 19 в. оттеснили другие этнические группы к югу в лесные и горные районы.

В поисках лучших пастбищ скотоводы-кочевники фульбе начали заселять север Камеруна в 16 в. В период 1809–1848 конница фульбе захватила бóльшую часть северных саванн. Их предводителем был образованный мусульманский авантюрист Модибо Адама, его резиденция находилась в Йоле близ р.Бенуэ на территории современной Нигерии. Обосновавшись в укрепленных поселениях на равнинах, фульбе (их правитель принял титул ламидо) собирали дань с земледельцев-язычников в форме продовольствия и невольников и совершали набеги на горные районы. Два десятка основанных фульбе государственных образований (ламидатов) стали очагами распространения ислама, исламских законов и системы управления среди народов северного Камеруна. К тому времени исламская цивилизация уже пустила корни среди правящей верхушки народов, живущих к югу от оз. Чад, которые в разные времена платили дань королевству Борну и зависимому от него султанату Мандара.

В июле 1884 правителям народа дуала был навязан договор о переходе камерунского побережья под протекторат Германии. Затем немцы устремились во внутренние районы Камеруна в верховья рек Нигер и Конго, где их соперниками стали англичане и французы. В 1916, во время Первой мировой войны, Камерун был оккупирован английскими, французскими и бельгийскими войсками. В 1919 его территория была поделена на французскую и английскую сферы влияния. В 1922 обе части Камеруна стали подмандатными территориями Лиги наций под управлением Франции и Великобритании. Площадь французского Камеруна составляла 432 570 кв. км, он занимал 4/5 территории бывшей германской колонии, где проживало 2/3 ее населения. Во французской части проходили основные дороги, включая две железные, построенные немцами. Площадь британского Камеруна равнялась 88 410 кв. км и представляла собой две вытянутые вдоль границы с Нигерией разобщенные полосы. Южным Камеруном, где в районе горы Камерун находились созданные немцами плантации шоколадного и кофейного деревьев и бананов, управляла британская колониальная администрация Нигерии. Территория Северного Камеруна была включена в состав северной Нигерии.

В 1946 обе части Камеруна стали подопечными территориями ООН под управлением Франции и Великобритании. Во французском Камеруне была создана Территориальная ассамблея (совещательный орган при Верховном комиссаре Франции, в который избирались и африканцы). Французский Камерун имел представительство в парламенте Франции. За период с 1948 по 1960 во французском Камеруне было создано более 100 политических организаций, в том числе Союз народов Камеруна (СНК). Эта партия, сформированная в 1948 профсоюзными активистами, выступала с требованиями объединения французской и британской частей Камеруна и за предоставление стране независимости. В 1955 французские власти использовали войска для подавления на территории французского Камеруна вооруженного восстания, организованного СНК во главе с Рубеном Ум Ниобе, а затем Феликсом Мумие.

В 1957 французскому Камеруну был предоставлен статус автономии в рамках Французского Сообщества, а в 1958 премьер-министром страны был избран лидер партии Камерунский союз Ахмаду Ахиджо. Тем временем Британский Камерун был присоединен к британской колонии Нигерия. Политическая жизнь в этой части Камеруна значительно оживилась после того, как в 1955 Джон Фонча основал Камерунскую национально-демократическую партию, которая ставила своей целью полное отделение от Нигерии и объединение с французским Камеруном. В 1959 Фонча был избран премьер-министром Западного Камеруна. Подопечная территория ООН, управляемая Францией, обрела независимость в 1960, ее первым президентом стал Ахмаду Ахиджо. Сторонники объединения всего Камеруна – СНК во французском Камеруне и группы, боровшиеся против гегемонии народа игбо и за отделение от Нигерии в британском Камеруне, – добились проведения в 1961 на территории британского Камеруна референдума под эгидой ООН. Население Южного Камеруна проголосовало за объединение обеих частей страны, а население Северного Камеруна пожелало остаться в составе Нигерии. Позднее в 1961 была создана новая Федеративная Республика Камерун в составе двух государств: бывшая французская часть стала называться Восточным Камеруном, а бывшая британская – Западным Камеруном. Ахиджо и Фонча соответственно стали президентом и вице-президентом федерации.

В стране ускорился процесс политической и социально-экономической интеграции, и к 1966 бóльшая часть управленческих прерогатив перешла к центральному правительству. В результате слияния двух ведущих политических партий (КС, ОНДП) и четырех менее значительных была сформирована новая политическая партия Камерунский национальный союз (КНС). Реальная власть в Камеруне была сконцентрирована в руках президента, ставился вопрос о ликвидации федеративного устройства страны. В 1972 государство было преобразовано в унитарную республику под названием Объединенная Республика Камерун. Вслед за этим были ликвидированы институты власти в каждой из бывших частей страны и упразднен пост вице-президента.

Ахиджо оставался на посту президента до 1982, когда подал в отставку и его сменил Поль Бийя, бывший премьер-министр. Вначале переход был мирным, но летом 1983 Ахиджо бежал во Францию после того, как был раскрыт его заговор против Бийя. Расхождения между этими политическими лидерами отчасти заключались в том, что Ахиджо был мусульманином с севера страны, а Бийя – христианином с юга. В апреле 1984 правительственные войска подавили попытку государственного переворота, предпринятую офицерами-мусульманами Севера. В том же году страна стала называться Республикой Камерун. В 1992 был осуществлен переход к многопартийной системе. На состоявшихся в 1992 и 1997 президентских выборах победу одержал Бийя, хотя оппозиция и обвинила правящий режим в подтасовке результатов. О политической раздробленности в стране свидетельствует тот факт, что в обоих случаях своих кандидатов на выборах выдвигали соответственно 34 и 46 политических партий. В 1997 в Национальное собрание вошли следующие крупные партии: ДОКН (2/3 мест), СДФ (ок.1/4 мест), НДПС, ДСК. По одному месту в парламенте получили еще три политические партии.

В декабре 1995 Национальное собрание одобрило конституционные поправки, направленные на демократизацию системы управления. По конституции верховная власть принадлежит народу, который осуществляет ее либо через президента республики и избранных депутатов парламента, либо путем референдума.

Предусматривалось создание верхней палаты законодательного органа, Сената, Совета по высшим юридическим делам, Государственного совета, Высшего органа государственной службы, что было направлено на ограничение властных полномочий президента. Президент республики имеет право занимать свой пост не больше двух семилетних сроков, в то время как все 180 депутатов Национального собрания подлежат избранию каждые пять лет. Вместе с тем срок их парламентских полномочий может быть продлен или сокращен в законодательном порядке по инициативе президента. Парламентарии собираются дважды в год, продолжительность каждой парламентской сессии не должна превышать 30 дней; одна из сессий посвящается утверждению бюджета страны. Парламентарии могут быть созваны на чрезвычайную сессию продолжительностью не более 15 дней. Правительство предпринимает также усилия по децентрализации и передаче части своих полномочий местным органам власти.


krugosvet.ru