Выберите первую букву интересующей вас страны:
А   Б   В   Г   Д   Е   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Э   Ю   Я


Мали / История Мали



Археологические находки свидетельствуют о том, что территория современного Мали была населена еще в 5–4 тысячелетиях до н. э., а развитие земледелия началось в 3 тысячелетии до н. э. Первые письменные упоминания об этих землях содержатся в арабской литературе, датированной 4 в. н. э. В 8 в. через Сахару по караванным путям сюда проникли арабы. С 4 в. н. э. на территории современного Мали существовали сменяющие друг друга государства – Гана (4–12 вв.), Мали (13–15 вв.) и Сонгай (15–16 вв.). Гана (в мусульманском мире ее называли «страной золота») и Мали в эпоху средневековья были крупными поставщиками золота, оно вывозилось на верблюдах в Северную Африку через пустыню Сахару. В результате нашествия берберов-мусульман в 17 в. государство Гана распалось, многие его жители приняли ислам. В 15 в. на юге в долине р.Нигер возникло небольшое поселение бамбара и малинке (сегодняшняя столица г.Бамако, ее название в переводе означает «река кайманов»). Искусство ремесленников и развитие культуры в городах Гао, Дженне и Томбукту государства Сонгай были известны далеко за его пределами. В 1591 государство было завоевано армией марокканского султаната. Древние города были разграблены, большая часть ученых угнана в Марокко, а завоеватели частично ассимилировались с местным населением. В 17–19 вв. на территории Сонгай существовали государственные образования бамбара (Сегу, Каарта), фульбе (Масина) и др.

Первыми европейцами, проникшими на территорию современного Мали, были майор Хаутон из Ирландии (1790), шотландцы хирург Мунго Парк (1796) и исследователь А.Г.Ленг (1826, первым из европейцев побывал в г.Томбукту) и француз Р.Кайе (1827). Военная экспансия Франции началась в 1855. Местное население противостояло французским колонизаторам (туареги оказывали вооруженное сопротивление властям до 1914). В 1890-х французские войска подчинили практически всю территорию современного Мали. Границы и название колонии неоднократно менялись – Верхний Сенегал с центром в г.Каес (1890), Судан (1892), Сенегамбия-Нигер (1902), Верхний Сенегал-Нигер (1904), Французский Судан (1920). В 1895 колония включена в состав федерации колоний под названием Французская Западная Африка (ФЗА). С 1908 административным центром Французского Судана стал Бамако.

В колонии была введена система прямого управления. Хозяйственное освоение земель базировалось на товарном производстве риса и хлопка. Широко применялся принудительный труд местного населения, в том числе на строительстве оросительных каналов и железной дороги. Французский Судан стал источником рабочей силы, продовольствия и сельскохозяйственного сырья для метрополии и соседних колоний – Гвинеи, БСК (Берег Слоновой Кости, нынешний Кот-д'Ивуар) и Сенегала.

В 1920-е в городах созданы первые профсоюзы и студенческие союзы. В 1945 колония получила статус заморской территории Франции, предоставивший местному населению право на создание общественных и политических организаций и представительство в выборных органах бывшей метрополии. Первые политические партии – «Суданский союз» или СС – АДО (территориальная секция «Африканского демократического объединения» – крупного политического течения в ФЗА), «Прогрессивная партия Судана», «Суданская демократическая партия» (СДП), «Суданский блок» (СБ) и др. Антиколониальное движение возглавила партия «Суданский союз» во главе с Модибо Кейтой (потомок правителей империи Мали). После ее победы на выборах в территориальную ассамблею (1957) было сформировано автономное правительство. 28 сентября 1958 Французский Судан стал автономной Суданской Республикой в cоставе Французского Сообщества.

Период независимого развития. Независимость Республики Мали (название взято в память об историческом прошлом) провозглашена на чрезвычайном съезде СС – АДО 22 сентября 1960. Президентом независимого государства стал лидер партии Модибо Кейта, столицей объявлен г.Бамако. Новое руководство установило однопартийный режим, разорвало отношения с Францией и проводило политику сотрудничества со странами социалистического лагеря. Ставка на расширение государственного сектора производства не привела к укреплению экономики, страна испытывала острый дефицит средств для международных платежей. В 1967 правительство вынуждено было восстановить торговые связи с Францией и вернуть страну в зону франка. Франция предоставила Мали существенную экономическую помощь.

В ноябре 1968 в результате военного переворота, осуществленного группой офицеров под руководством лейтенанта Муссы Траоре, власть перешла к Военному комитету национального освобождения (ВКНО). В сентябре 1969 М.Траоре стал президентом Мали. Серьезный ущерб экономике страны нанесли сильные засухи 1970–1974, 1978 и начала 1980-х. Производство находилось в состоянии стагнации, стремительно увеличивалась внешняя задолженность, возросли цены.

В 1976 по инициативе ВКНО создана новая политическая партия – «Демократический союз малийского народа» (ДСМН), – возглавляемая М.Траоре. После принятия новой конституции в 1979 власть перешла от ВКНО к гражданскому правительству, президентом страны избран М.Траоре. В 1986 в течение 6 дней длился военный конфликт между Мали и соседней Буркина Фасо из-за золотоносного района (т. н. полоса Агашер). Спорная территория, давно являвшаяся объектом притязаний обеих стран, была разделена при посредничестве ООН.

С 1988 началась реализация программы приватизации (на кон. 1995 приватизированы 48 государственных предприятий). Ухудшение экономического положения привело к массовым антиправительственным выступлениям населения. В 1991 режим М.Траоре свергнут в результате военного переворота, возглавленного начальником штаба армии, подполковником Амаду Тумани Туре. В 1992 принята новая конституция, провозгласившая многопартийную систему. На президентских выборах, состоявшихся в 1992, главой государства избран бывший лидер «Панафриканской партии за свободу, солидарность и справедливость» (АДЕМА, создана в 1990) Альфа Умар Конаре. Переизбран на этот пост в 1997. На парламентских выборах, получив 128 мест из 147, победила АДЕМА.

Страна продолжала реализовывать политику либерализации экономики. В 1992–1995 Мали успешно выполнила вторую программу перестройки экономики, и МВФ предоставил ей 12 млрд. франков КФА на выполнение третьей – рассчитанной на 1996–1999. На экономику Мали благотворно повлияла девальвация франка КФА (1994): средние темпы экономического роста в 1995–1997 превышали 4%. В результате падения мировых цен на хлопок (на 46% в 1999) площади плантаций, занятых под ним (одним их основных источников валютных поступлений Мали), были сокращены на 1/3, а 50% хлопкоочистительных заводов – закрыты. Это привело к резкому ухудшению с 2000 экономической ситуации в стране. В 2001 в городах насчитывалось 14,6% безработных, сельской местности – 5,3%. В 2002 уровень инфляции составил 4,5%.

Среди государств Западной Африки Мали выделяется по уровню юридического обеспечения деятельности оппозиционных партий. Руководство Мали в основном соблюдает права и свободы многочисленных политических организаций, закрепленные специальным законом – «Хартией политических партий». Свидетельством этого стало проведение всеобщих выборов 2002 в спокойной обстановке и демократичный переход власти к новому президенту. Президентские выборы прошли в два тура в апреле-мае 2002. Президент А.У.Конаре, соблюдая конституцию, не баллотировался на третий срок. В первом туре (28 апреля) борьба за пост президента развернулась между 24 кандидатами. Больше всего голосов (28,71%) получил независимый кандидат Амаду Тумани Туре. Кандидат от АДЕМА Сумайла Сиссе набрал 21,31% голосов избирателей, а Ибрагим Бубакар Кейта (кандидат от созданной в 2001 партии «Объединение за Мали», ОЗМ) – 21,03%. Во втором туре, который состоялся 12 мая 2002, победу одержал А.Т.Туре, получивший 65,01% голосов (С.Сиссе набрал 34,99%). На парламентских выборах, состоявшихся 14 и 28 июля 2002, АДЕМА получила 53 места, коалиция партий во главе с премьер-министром страны И.Б.Кейтой – 46 мест, «Национальный конгресс демократической инициативы» (НКДИ) – 13, а независимые кандидаты – 6 мест.

Основные финансовые доноры Мали – Франция, МВФ и государства Европейского союза. Страна также получает финансовую помощь от МБРР (Международный банк реконструкции и развития – один из пяти институтов Всемирного банка (ВБ)), Исламского банка развития и Японии. МВФ предоставляет помощь по программе HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), предоставляемую беднейшим странам с высокой внешней задолженностью. Рост ВВП в 2004 составил 0,5%. ВВП – 10,53 млрд. долл. США.


krugosvet.ru