Доколониальный период. Территория современного Мозамбика заселена племенами саан (бушменов) и койкой (готтентотов) еще в каменном веке. Они занимались охотой и собиранием плодов. В начале I-го тысячелетия н. э. их оттеснили пришедшие из южного Судана племена банту, которые занимались скотоводством и земледелием, знали способы добычи железной и медной руды и умели выплавлять железо. В период 5–16 вв. на территории современного Мозамбика существовало несколько межплеменных образований, самым крупным из которых было государственное образование Мономотапа. В период своего расцвета (серед. 15 в.) Мономотапа занимала половину территории современного Зимбабве и северные районы Мозамбика. В 8 в. на побережье Восточной Африки (в том числе и Мозамбика) проникают арабы и создают торговые фактории. С их приходом началось распространение ислама. Местные жители переняли у арабов технику изготовления тканей из хлопка, научились выращиванию апельсинов, бананов, лимонов, манго, риса и сахарного тростника. В портах Мозамбика часто обменивали свои товары купцы из Индии, Индонезии, Ирана и Китая – первоначально на железо, золото, медь, слоновую кость и шкуры диких животных, позже товары обменивались также на рабов.
Колониальный период. В 1498 в Мозамбике побывал португальский мореплаватель Васко да Гама, экспедиция которого направлялась в Индию. Колонизация Мозамбика португальцами началась в нач. 16 в. – сооружены форты Сена, Софала, Тете и крепость на о.Мозамбик. (На протяжении почти пяти веков город-остров Илья-де-Мозамбик (португальское название о-ва) был главным военным, политическим и культурным форпостом Португалии не только в Мозамбике, но и во всей Восточной Африке). Большую роль в колонизации страны сыграли миссионеры, следующие за войсками португальцев и купцами от побережья Индийского океана по р.Замбези в глубинные районы. Первыми из католических орденов прибыли сюда иезуиты. Португальцы вели ожесточенную борьбу с арабами за установление контроля над торговлей в Восточной Африке. Их попытки завоевать Мономотапу (в 1572 и 1574) закончились неудачей. Ослабленное восстаниями правителей ряда областей африканское государство было вынуждено подписать с Португалией договор о передаче ей золотых и серебряных рудников в обмен на оружие и поддержку в борьбе с мятежниками. Разграбление страны колонизаторами и их жестокое обращение с местными жителями привело в 1627–1632 к всеобщему восстанию, которое возглавил верховный правитель Мономотапы Капранзине. Португальцы жестоко подавили восстание. Следующие правители Мономотапы – Мануза и его сын – приняли крещение. В кон. 17 в. антипортугальское движение возглавил вождь народа розви Чангамире Домбо. Новый верховный правитель Ньякамбиро заключил союз с повстанцами, и их объединенные войска изгнали португальцев за пределы Мономотапы. В результате многочисленных войн и междоусобиц африканское государство постепенно распалось, власть правителя Мономотапы распространялась только на небольшой район западнее Тете.
Хозяйственное освоение Мозамбика португальцами началось в кон. 16 в. В поисках золота (по легенде именно здесь когда-то находилась страна Офир – сокровищница царя Соломона) они по р.Замбези проникли во внутренние районы. Там португальские поселенцы стали создавать феодальные владения «празу» (в пер. с португальского – «определенный срок») – своеобразные земельные концессии, которые предоставлялись им во владение (на правах наследования) королем Португалии. Размеры этих феодальных вотчин достигали 50 тыс. кв. км, в них широко использовался труд рабов. Завезены и стали выращиваться кукуруза и маниока (кассава), начали разводить крупный рогатый скот. Тропические болезни и непокорность местного населения усложняли ведение хозяйства. Система «празу», не приносящая королевской казне значительных доходов, в 1852 была официально ликвидирована, но хозяйства празейруш (владельцы празу) существовали до 1890-х. В 1781 было заложено поселение-крепость Лоренсу-Маркиш (нынешний г.Мапуту), названное в честь португальского купца, который еще в серед. 1540-х вел активную торговлю-обмен с вождями местных африканских племен. Торговля рабами (с 1810 начался их интенсивный вывоз из страны для работы на сахарных плантациях Бразилии, французских владений в Индийском океане и на Кубе) – постепенно вытеснила торговлю слоновой костью и привела к значительному сокращению численности населения. Несмотря на официальное запрещение работорговли в 1850, незаконный вывоз невольников (20 тыс. чел. ежегодно) продолжался до 1880-х.
Португальские владения были объявлены отдельной колонией Мозамбик в 1852. Покорение внутренних районов продолжалось до нач. 20 в. и сопровождалось антипортугальскими выступлениями коренного населения (восстание в провинции Кабу-Делгаду, крупное восстание во главе с Ж.Крушем и др.), а также длительной войной с африканским государством Ватуа (Газа). Полный контроль над территориями установлен колонизаторами только к нач. 1920-х. Установленная португальцами система колониального управления отличалась жесткой централизацией. Колонией управлял генерал-губернатор, которому подчинялись губернаторы провинций. На местах колониальные власти опирались на вождей, которые собирали налоги и вербовали рабочую силу. В 1895–1897 проведена административная реформа: колония была разделена на дистрикты, округа и посты. Определялись зоны раздельного проживания европейского и неевропейского населения. В 1897 административным центром колонии стал г.Лоренсу-Маркиш. Притязания Португалии на территории, расположенные между Мозамбиком и Анголой, т. е. большую часть территории современных Зимбабве и Малави, столкнулись с интересами Великобритании. После длительных согласований между сторонами был заключен договор, определивший границы современного Мозамбика. Более половины его территории правительство Португалии передало в концессию английским и бельгийским компаниям, деятельность которых была направлена в основном на строительство морских портов и железных дорог, необходимых для вывоза сельскохозяйственного сырья и полезных ископаемых. По договоренности с британскими властями Южной Африки в 1860–1880-х мужское население южных районов стали направлять для работы на плантациях сахарного тростника Наталя и шахтах Трансвааля. В результате раздела германских колоний в Восточной Африке по Версальскому договору к Мозамбику в 1919 присоединен район Кионгу.
После установления в Португалии в 1926 военной диктатуры А.Салазара и особенно в период мирового экономического кризиса (1929–1933) усилилась эксплуатация колонии: введена новая система налогообложения (обязательный «туземный налог» – 1/3 годового заработка рабочего), законодательно закреплен принудительный труд африканцев на плантациях, строительстве железных и шоссейных дорог, отказ от которого карался каторжными работами. Принудительные работы на плантациях были связаны с широкой кампанией по культивированию хлопка (для нужд текстильной промышленности Португалии), которую развернули колониальные власти. «Поездкой на север» (так называли работы на хлопковых плантациях) могли наказать рабочего за допущенный им брак или опоздание на работу. Из-за принудительного расширения плантаций хлопка, посевные площади сокращались, становились частыми вспышки голода. Во время Второй мировой войны велась активная торговля колониальными товарами со странами антигитлеровской коалиции, поддерживались также торговые отношения с Германией (в 1938–1945 объем экспорта Мозамбика увеличился в три раза). В 1951 Португалия объявила Мозамбик своей «заморской провинцией». В июле 1972 страна получила права «штата», оставаясь при этом в полной экономической и политической зависимости от Португалии.
Национально-освободительное движение, проявившееся в создании в 1920 антипортугальской «Африканской лиги» и «Ассоциации уроженцев Мозамбика» в нач. 1930-х., забастовочном движении столичных докеров (1949, 1951) и железнодорожников в провинции Тете, усилилось в начале 1950-х. В серед. 1950-х созданы первые политические организации и группы – «Прогрессивный союз Мозамбика», «Нуклео негрофико». В нач. 1960-х за пределами страны созданы партии «Африканский национальный союз Мозамбика» и «Национальный демократический союз Мозамбика», которые в 1962 объединились в единый Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО). Его председателем был избран Эдуардо Мондлане (выслан из Мозамбика за участие в студенческом движении в ЮАС, преподавал в Сиракузском университете в США, работал в Совете по опеке ООН), а штаб квартира размещалась в г.Дар-эс-Саламе (Танзания). Главным требованием всех перечисленных политических организаций было предоставление стране независимости. В программе ФРЕЛИМО ставилась задача объединения патриотических сил страны, ликвидации колониального режима и построения независимого демократического строя. Внутренние конфликты в неоднородном по социальному составу фронте привели в серед. 1963 к расколу в его рядах. В организации остались сторонники Э.Мондлане. Она была признана Организацией африканского единства как основная партия Мозамбика и получала с ее стороны всестороннюю помощь. Отказ колониальных властей вести переговоры с ФРЕЛИМО и запрет на любые формы протеста вынудил его перейти к вооруженной борьбе: 25 сентября 1964 фронт призвал население к всеобщему вооруженному восстанию. Освободительная армия, насчитывавшая в кон. 1967 свыше 8 тыс. чел., перешла от диверсий и атак на военные посты к нападениям на административные центры и освобождению целых районов. Несмотря на то, что колониальные власти располагали 30-тысячной армией, а также пользовались экономической и военной поддержкой ЮАР и Южной Родезии, к 1974 бойцы ФРЕЛИМО освободили территории в 200 тыс. кв. км. В этих районах создавались органы самоуправления, школы, больницы и т. н. народные магазины для населения. Колониальные власти, сохраняя полный контроль над городами и важнейшими коммуникациями, расправлялись (сжигались целые деревни) с оказывавшим поддержку повстанцам мирным населением, часть которого была вынуждена бежать с насиженных мест в соседние Малави и Танзанию. 3 февраля 1969 в Дар-эс-Саламе в результате террористического акта убит агентами полиции Э.Мондлане. В 1970 председателем ФРЕЛИМО избран член Руководящего совета Самора Машел, а вице-президентом – поэт Марселину душ Сантуш. Руководство фронта пришло к выводу о необходимости создания авангардной партии трудящихся. Делегация ФРЕЛИМО во главе с С.Машелом в 1971 посетила СССР, Болгарию, Германскую Демократическую Республику и Румынию. Международный нажим на правительство Португалии усилился после публичных разоблачений католических священников, которые рассказали о зверствах колониальной армии по отношению к мирному населению. После падения фашистской диктатуры в Португалии (апрель 1974) новое правительство Лиссабона подписало с ФРЕЛИМО соглашение (г.Лусака (Замбия), 7 сентября 1974) о предоставлении Мозамбику независимости. Создано переходное правительство, в которое вошли представители ФРЕЛИМО и португальского правительства, во главе с Ж.Чиссано. С целью недопущения ФРЕЛИМО к власти экстремистские и расистские организации белого меньшинства в сентябре и октябре 1974 совершили попытки военного переворота, но они были сорваны совместными усилиями подразделений португальской армии и бойцов ФРЕЛИМО.
Период независимого развития. Независимая Народная Республика Мозамбик провозглашена 25 июня 1975. Первым ее президентом избран председатель ФРЕЛИМО С.Машел. Конституция независимого государства, принятая в 1975, закрепляла курс на создание в Мозамбике политических, идеологических, научных и материальных основ социалистического общества, а также руководящую роль ФРЕЛИМО. Правительство провело национализацию внешней торговли, банков, учреждений системы образования и здравоохранения, юридической службы и большинства предприятий, издан закон о землепользовании, согласно которому землей наделялись создаваемые крестьянские кооперативы. После провозглашения независимости Мозамбик покинуло большинство европейского населения (в основном португальцев), поэтому в сфере экономики, образования и медицины власти столкнулась с серьезными кадровыми проблемами.
С 1977 установлен однопартийный режим. На III съезде ФРЕЛИМО (февраль 1977) он был преобразован в «Партию Фрелимо» – партия авангардного типа марксистской ориентации. Согласно принятому уставу, партия становилась ведущей силой государства и общества. Основой ее идеологической деятельности назывались опыт мозамбикского народа и марксизм-ленинизм. Правительству удалось добиться значительных успехов в области развития образования и медицины: в 1983 число начальных школ составило 5,8 тыс., средних – 136, создана широкая сеть профессионально-технического образования, расходы на здравоохранение в 1975–1981 возросли более, чем в три раза. Экономические же реформы не привели к положительным результатам, начался спад промышленного производства и торговли. Одной из причин этого было ухудшение отношений с Южно-Африканской Республикой. Накануне независимости экономика Мозамбика во многом зависела от тесных экономических связей с ЮАР: более 2/5 национального дохода и 50% валютных поступлений в бюджет составляли денежные переводы мозамбикцев, работавших на шахтах и рудниках в ЮАР, средства, получаемые за портовое и транспортное обслуживание промышленных корпораций и фирм Южно-Африканской Республики, а также доходы от туристического бизнеса.
Внутриполитическую обстановку усугубляла партизанская война против правительства, которую вело «Мозамбикское национальное сопротивление» (МНС) в северных провинциях. Эта оппозиционная организация, созданная в 1976, выступала против курса социалистической ориентации Мозамбика и за введение многопартийной системы. Опорные базы МНС располагались на территории Южной Родезии (нынешнего Зимбабве), правительство которой оказывало оппозиционерам финансовую и военную помощь, пытаясь заставить Мозамбик отказаться от торговых санкций против нее, принятых ООН. С 1980 МНС стала поддерживать также Южно-Африканская Республика, недовольная помощью Мозамбика Африканскому национальному конгрессу (АНК), руководившего движением борьбы с политикой апартеида в ЮАР. В ходе необъявленной войны ее вооруженные отряды совершали нападения на членов АНК даже в г.Мапуту. После провозглашения независимости Зимбабве его вооруженные силы поддержали борьбу мозамбикского правительства с оппозиционным МНС, а режим Претории усилил помощь его отрядам.
Нападения МНС на объекты хозяйственного значения носили целенаправленный характер подрыва экономики. Ошибки правительства в экономической области и повторяющаяся в течение нескольких лет засуха привели к голоду в стране. Стремясь положить конец затяжной гражданской войне и нормализовать отношения с Южно-Африканской Республикой, в 1984 власти Мозамбика пошли на подписание с ее правительством договора о ненападении и добрососедстве («соглашение Нкомати»). Согласно этому документу, оба государства обязывались не предоставлять базы на своей территории, финансовую и материальную помощь группировкам, действия которых представляют угрозу для безопасности каждой из сторон. Выполняя условия соглашения, правительство Мозамбика выслало сотни членов АНК. Тем не менее, режим Претории так и не прекратил поддержку формирований Мозамбикского национального сопротивления. В августе 1984 гражданская война охватила все провинции Мозамбика, МНС удалось блокировать большинство транспортных путей, ведущих в Зимбабве, Малави и ЮАР. После вторжения на мозамбикскую территорию в 1987 армии ЮАР (в поисках баз АНК) Мозамбик вышел из «соглашения Нкомати». В ответ МНС усилили расправы над мирным населением – были расстреляны ок. 800 чел.
В 1986 в авиационной катастрофе погиб президент С.Машел. Главой государства стал Жоаким Алберту Чиссано, правительство которого с 1989 начало проводить курс, направленный на либерализацию экономики и общественно-политической жизни страны. Разработан проект новой конституции, провозглашавшей демократические свободы, в том числе многопартийность. Правительство предложило МНС участвовать в обсуждении проекта конституции и в назначенных на 1992 всеобщих выборах. Конституция принята 30 ноября 1990, началась регистрация новых политических партий. Согласно конституции, с ноября 1990 страна получила название «Республика Мозамбик». При посредничестве президентов Зимбабве и Кении в результате переговоров между Фрелимо и МНС (1989–1991) заключено соглашение о перемирии, а в 1992 подписано соглашение о прекращении военных действий.
Восстановление хозяйства проходило в сложных условиях: в ходе длительной гражданской войны было разрушено большинство дорог, промышленных предприятий, подорвано сельское хозяйство – уничтожены ирригационные системы, плантации пришли в запустение из-за вынужденного бегства крестьян (ок. 1 млн. чел. покинули места проживания, в долине р.Замбези, которая до войны была житницей страны, осталось всего 20% населения). Ущерб, причиненный промышленности Мозамбика в результате военных действий в 1980–1990, составил 15 млрд. долл. США. Благодаря внешней помощи (правительство согласилось на контроль МВФ над экономической политикой страны), мобилизации внутренних ресурсов и поддержке населения, в 1993 достигнут рекордный рост ВВП – 19,3%, инфляция в 1994 снижена до уровня 70%.
Подготовка президентских и парламентских выборов проходила в условиях затянувшихся разногласий между Фрелимо и остальными 12-тью оппозиционными партиями. Компромисс был достигнут при посредничестве ООН в апреле 1994. Первые в истории страны демократические всеобщие выборы состоялись в октябре 1994. Президентом страны избран Ж.Чиссано, получивший 53,3% голосов избирателей, за кандидата МНС проголосовали 33,7%. Партия Фрелимо получила в парламенте (Ассамблее республики) из 250 мест 129, МНС – 112 (став главной партией оппозиции), остальные 9 мест получил «Демократический союз» (ДС). Оппозиция во главе с лидером МНС А.Длакамой признала результаты всеобщих выборов, которые прошли в условиях относительного спокойствия и лояльного отношения кандидатов друг к другу.
Правительство Ж.Чиссано провозгласило курс на проведение рыночных реформ. С 1992 начался процесс приватизации государственного сектора экономики (в 1992–2002 частным предпринимателям проданы ок. 900 компаний). Для привлечения мозамбикских инвесторов власти предоставляют им льготные кредиты. После прихода АНК к власти в Южно-Африканской Республике (1994) начался процесс экономической интеграции двух соседних стран. Стабилизация внутриполитической обстановки в Мозамбике усилилась после разоружения в 1995–1996 оставшихся отрядов МНС, не признавших заключение мира и продолжавших нападения на населенные пункты в северных провинциях страны. В 1997 принят закон о собственности на землю. Оздоровлению экономики способствовала иностранная помощь, поступавшая главным образом от Англии, Всемирного банка, Германии и Соединенных Штатов Америки (внешняя помощь, полученная Мозамбиком в 1990-е, – одна из самых значительных по объемам в Африке). МВФ в 1996 на реализацию экономических реформ и борьбу с инфляцией предоставил Мозамбику заем в 110 млн. долл. США. В июне 1999 МВФ списал Мозамбику две трети внешнего долга (3,7 млрд. долл. США). Благодаря жесткой финансовой политике – увеличение налогов, сокращение государственных расходов, поддержка и расширение частного сектора, приватизация нерентабельных предприятий и сдерживание роста заработной платы, – в 1997 удалось снизить инфляцию до 5,8%. В 1998 в Ассамблею республики внесен законопроект, согласно которому часть функций президента передавалась правительству и парламенту. Но законопроект был отклонен, так как не набрал в парламенте необходимых двух третей голосов. МНС бойкотировала выборы 1998 в местные органы власти, поэтому на избирательные участки пришли только 20% избирателей. Победили на выборах кандидаты партии Фрелимо, часть мандатов получили независимые кандидаты.
Очередные президентские и парламентские выборы состоялись 3–5 декабря 1999. Соперничество кандидатов было довольно жестким. Тем не менее, результаты выборов не продемонстрировали существенных изменений в расстановке политических сил: президентом вновь избран Ж.Чиссано (52,29% голосов), а партия Фрелимо получила большинство мест (133 – 48,5% голосов) в Ассамблее республики. За кандидатуру А.Длакамы отдали свои голоса 47,71% избирателей. В парламенте оппозиция была представлена только представителями МНС, так как на выборах оно выступило в блоке вместе с одиннадцатью оппозиционными партиями (117 мест – 38,8% голосов избирателей). Оппозиция осталась недовольна результатами президентских и парламентских выборов и обвинила правящую партию в их фальсификации. А.Длакама прибегнул к открытым угрозам и объявил о намерении создать параллельное правительство, если не будет организован независимый пересчет голосов избирателей. В ноябре 1999 оппозиция провела в г.Мапуту несколько манифестаций, участники которых требовали пересмотра итогов всеобщих выборов. Во время столкновений с полицией были убиты 40 чел. Помимо столицы, волнения охватили также северные и центральные провинции страны. 83 активиста МНС были арестованы, заключены в тюрьму, где позднее погибли от нехватки воздуха в камерах. МНС подал в Верховный суд иск с требованием пересмотра результатов выборов. В январе 2000 Верховный суд признал претензии оппозиционной партии необоснованными. Отношения между правительством и оппозицией крайне обострились, А.Длакама заявил о намерении вновь начать партизанскую войну. Ж.Чисссано провел с лидером МНС несколько встреч, в результате которых была достигнута договоренность о постоянных консультациях между правительством и оппозицией. В июне 2001 А.Длакама заявил о готовности сотрудничать с правительством Ж.Чисссано. В декабре 2001 президент сделал официальное заявление о том, что он не намерен выставлять свою кандидатуру на следующих президентских выборах, намеченных на 2004.
Победу партии Фрелимо на выборах 1999 во многом обеспечили результаты ее активной и сбалансированной политики в экономической области. После длительного периода разрухи и застоя темпы ежегодного роста экономики достигли 5–6% в первой полов. 1990-х и более 10% к нач. 2000-х. (Рост в промышленности в отдельные годы составил 30,5%, в транспорте и коммуникациях – 22,5%, в строительстве – 16%). Высокие экономические показатели и упрощение системы бюрократических процедур для инвесторов резко выделили Мозамбик в ряду государств-членов Сообщества развития Юга Африки и привлекли новые иностранные инвестиции. В 1998 на окраине Мапуту построен и начал работать мощный алюминиевый комбинат, акциями которого, кроме Мозамбика, владеют Англия и Япония. Снижение уровня военных расходов, приватизация государственных предприятий, а также меры по упорядочению налоговых сборов привели к оздоровлению финансовой системы и снижению инфляции. Это позволило правительству в 2000 увеличить расходы на сельское хозяйство на 13%, образование – на 21%, здравоохранение – на 80%.
В нач. 2000 из-за мощных тропических ливней, обрушившихся на юг Африки, в Зимбабве и ЮАР были сорваны большинство плотин в верховьях рек, которые текут в Индийский океан. Это привело к катастрофическому наводнению в Мозамбике: погибли 640 чел., без крова остались более полмиллиона жителей, полностью уничтожен урожай на площади в 127 тыс. га (10% из 15% всей обрабатываемой земли), пропало 20 тыс. голов крупного рогатого скота, снесены десятки километров железных и шоссейных дорог. Ущерб от наводнения был оценен в 450 млн. долл. США. Уровень инфляции достиг 12%. Республике Мозамбик была оказана срочная гуманитарная помощь (в том числе и Россией). Международные финансовые организации и страны-доноры для ликвидации последствий наводнения предоставили Мозамбику безвозмездную помощь в размере 452,9 млн. долл. США. В декабре 2001 «Парижский клуб» в связи с наводнением списал ему 60% внешнего долга.
Мозамбик входит в десятку беднейших государств мира. Получает финансовую помощь МВФ по программе HIPC (Heavily Indebted Poor Countries), предоставляемую беднейшим странам с высокой внешней задолженностью и выдвинутой Всемирным банком. В 2001 разработана пятилетняя программа развития сельского хозяйства под названием «Проагри», половину средств для реализации которой предоставляют зарубежные инвесторы. В 2002–2004 в экономику страны вложены более 6 млрд. долл. США иностранных инвестиций (прежде всего компаниями из Южно-Африканской Республики). Активные усилия правительства Ж.Чиссано по сохранению политической стабильности в стране и успешное проведение экономических реформ в рамках разработанной для Мозамбика жесткой программы МВФ и Всемирного банка позволили сохранить темпы экономического роста. Несмотря на засуху в центральных и южных провинциях, в 2002 рост ВВП составил 7,7%, в 2003 – 7%. Правительство проводит экономическую политику с использованием новых возможностей, которые открылись после начала осуществления НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки») – новой масштабной программы стратегии развития континента.
Президент Мозамбика Ж.Чиссано избран председателем АС (Африканский союз) на 2003–2004 на Втором саммите этой организации, который состоялся в г.Мапуту 9–12 июля 2003.
В ноябре 2003 прошли выборы в местные органы власти. Убедительную победу одержала правящая партия Фрелимо, победившая в 29 из 33 муниципальных округов. В остальных четырех округах победили кандидаты Мозамбикского национального сопротивления. В кон. 2003 принято новое суровое законодательство, которое ужесточило борьбу с коррупцией – государственным чиновникам, злоупотребляющим своим положением, грозит тюремное заключение сроком на восемь лет. В апреле 2004 на юге страны вошел в строй газовый завод, началась поставка природного газа в Южно-Африканскую республику. По сообщениям информационного агентства страны (АИМ) в 2004 рост урожая зерновых составил 11% (он достигнут в основном за счет увеличения урожая кукурузы – 1,4 млн. т (на 14% больше, чем в 2003)).
В июне 2004 официально объявлено, что очередные президентские и парламентские выборы назначены на декабрь текущего года. Президент Ж.Чиссано заявил, что он больше не будет выставлять свою кандидатуру. Кандидатом на выборах от Фрелимо выдвинут генеральный секретарь партии Гебуза Арманду.
Любовь Прокопенко
|
|