Ранняя история. Древние люди появились на территории современной Румынии не менее, чем 300 тысяч лет назад. Около 4 тыс. лет до н.э. здесь утверждаются неолитические культуры, создавшие многочисленные поселения. В результате начавшегося за 2 тысячи лет до н.э. смешения оседлого земледельческого населения и вторгшихся скотоводческих племен возникли фракийские племена даков (гетов), которые в 1800–1000 до н.э. жили в условиях бронзового века. В 7 в. до н.э. на Черноморском побережье возникли греческие колонии. Позднее область даков стала объектом вторжений скифов с востока и кельтов с севера. Это был период железного века. В 3 в. до н.э. появились первые государства даков. Наиболее видный дакский царь Биребиста (70–44 до н.э.) создал обширную державу, простиравшуюся от нынешней Словакии до Черного моря. Затем территории даков привлекают внимание Римской империи
В конце 1 в. н.э. римляне завоевали нынешнюю Добруджу, а в 106 римский император Траян, преодолев почти вековое сопротивление даков, разбил войско царя Децебала и покорил Дакию севернее Дуная. Из этой провинции Римская империя вывозила золото и другие металлы. По указу Траянабыло начато переселение в Дакию колонистов со всех концов империи. Переселенцы быстро смешались с местным населением, усвоившим латинский язык и многие римские обычаи. Однако уже во 2 и 3 вв. начались восстания против римской власти, в ходе которых даки соединялись с вторгавшимися на Дунай «варварскими» народами. В 271–274 римляне были вынуждены оставить Дакию и отступить за Дунай.
Последующая эпоха «великого переселения народов» совершенно изменила облик бывшей римской провинции. Через Дакию, опустошив ее, прошли племена готов, вандалов, гуннов, гепидов, авар и болгар. В 6 столетии здесь стали селиться славяне. В конце 9 в. значительная часть территории нынешней Румынии была захвачена венграми. В 11–13 вв. на Дунай перекочевывали из степей Северного Причерноморья печенеги, затем половцы. В 1241 этот район подвергся опустошительному вторжению монголов.
Детали истории Румынии в этот период до сих пор неизвестны. Предполагается, что между 7 и 10 вв. на основе прежде романизированного населения Дакии появились предки современных румын, говоривших на «вульгарной латыни», из которой позднее развился румынский язык. В то же время, население подверглось ощутимому влиянию со стороны соседних народов. Из Болгарии проникло христианство по византийскому обряду, распространилась церковная литература на церковно-славянском языке, который потом долго был официальным языком древних румынских княжеств.
В 10–11 вв. в различных частях Дакии стали возникать небольшие княжества – банаты.
В Трансильвании и по реке Тисе эти владения находились с 1000 под верховной властью Венгерского королевства. Короли расселяли здесь венгерских и немецких колонистов. Территория Трансильвании (Семиградья) служила восточной пограничной окраиной Венгрии. Здесь часто вспыхивали мощные крестьянские восстания (крупнейшие в 1437–1438 и в 1514). После того, как в 1526 турецкие войска полностью разгромили венгерские силы в битве при Мохаче, Венгерское королевство распалось, и Семиградье стало самостоятельным княжеством. В 1541 оно попало под верховную власть Османской империи.
Формирование румынских княжеств на Дунае относится приблизительно к 11–12 векам. Согласно летописным данным, княжество (господарство) Валахия было основано в 1290 семиградским воеводой Раду Негру, и созданная им династия Бассарабов правила до 1654. Создание княжества Молдова (Молдавия) приписывается другому выходцу из Трансильвании – Драгошу и его преемнику – воеводе Богдану Водэ (1349–1365). Валахия и Молдова были феодальными княжествами сильных помещиков – бояр.
Оба государства вели тяжелую борьбу за независимость с Польшей, Венгрией, а затем – Османской империей. Валахи принимали участие в неудачных для европейцев битвах с турками на Косовом поле (1389) и Никополе (1396). В 1410 Валахия, а в 1450 Молдова вынуждены были признать верховную власть Османской империи и платить ей дань.
Османское господство. Сопротивление власти османских султанов возглавил господарь Молдавии Штефан Великий (1457–1504), который заключил союз с правителем Валахии и пытался опереться на поддержку Московского государства, породнившись с его князьями. При его правлении происходил значительный расцвет молдавской культуры. Однако после его смерти Молдове пришлось вновь покориться османам.Политику,независимую от Османов, стремился проводить молдавский князь Петр Рареш (1527–1546).
Усилить княжескую власть в Валахии пытался в середине 15 в. господарь Влад Цепеш. Он жестоко подавил самовольных бояр, беспощадно расправлялся с политическими противниками и населением непокорных городов, казнил турецких послов. Господарь Влад отвоевал у османов придунайские крепости и вывел свою армию к Черному морю. Свергнутый венграми, он в течении 12 лет находился в венгерской тюрьме, а затем вернулся на трон и возобновил войну с турками. На сей раз он потерпел поражение и был казнен.
При Михае Храбром (1593–1601) Валахии ненадолго удалось вернуть себе независимость. Он разгромил стотысячное турецкое войско и временно объединил под своей властью Валахию, Молдову и Трансильванию. Михаю помогал русский царь Борис Годунов. Однако объединенное государство просуществовало немногим более года. В 1601 трансильванские немцы с помощью австрийской армии изгнали Михая из Семиградья, а в 1601 князь был убит.
Вскоре после этого реальная власть в Валахии и Молдове перешла в руки боярства. Знать выбирала господаря-воеводу, интриговала, стремясь провести на трон своих ставленников. Со второй половины 16 в. правители избирались из лиц, угодных османам и заплативших крупную взятку. Вторая половина 16 в. и весь 17 в. заполнены непрерывными боярскими междоусобицами и частой сменой правителей.
В начале 18 в. Русский царь Петр I заключил союз с валашским господарем Константином Бранковяну и молдавским господарем Дмитрием Кантемиром. С помощью русских войск правители пытались свергнуть османское господство. Дмитрий признал российский сюзеренитет, но Константин в последний момент перешел на сторону турок, и Прутский поход Петра I закончился неудачей. После этого молдавский господарь бежал в Россию, а валашский был казнен. В 1711 османское правительство стало назначать господарей из иностранцев – богатых греческих купцов из Константинополя (фанариотов). Они получали пост на трехлетний срок, покупая его за взятки, и жестоко эксплуатировали страну; резко усилилось закрепощение крестьян.
Российско-турецкие войны в 18 и 19 вв. благоприятствовали борьбе румынских княжеств за автономию. Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) предоставил амнистию их жителям, подтверждал свободу христианского вероисповедания и возвращал конфискованные земли прежним владельцам. Эти права подтверждались Ясским трактатом (1791) и Бухарестским договором (1812). Крестьянское восстание во главе с бывшим офицером российской армии Тудором Владимиреску в 1821 было направлено против боярства, но одновременно выдвинуло требование восстановить древние права княжеств и предоставить им конституцию. Хотя выступление было подавлено, фанариотский режим был отменен. Османская империя вернула боярам право избирать господарей из своей среды. Согласно Аккерманскому мирному договору между Россией и Турцией (1826), правители избирались боярским собранием – диваном на семилетний срок и назначались османским правительством. Наконец, в соответствии с Адрианопольским мирным трактатом (1829), Османской империи было запрещено иметь крепости на левом берегу Дуная, а мусульманам – проживать в Молдове и Валахии. Россия объявлялась покровительницей княжеств, хотя выплата дани Константинополю продолжалась. Правление господарей стало пожизненным.
В 1828–1834 Молдова и Валахия были заняты российскими войсками. В 1829 их фактическим правителем (председателем диванов) стал граф Павел Киселев. При нем в 1831 княжества получили конституцию – «органический статут», признанный в 1834 Османской империей. Избрание господарей возлагалось на собрания из представителей боярства, высшего духовенства, уездных депутатов от местных владельцев и городских депутатов от торговцев. В законодательные органы торговцы-горожане не допускались. Положение крестьян, напротив, ухудшалось: феодальные повинности существенно увеличивались, а свобода передвижения крестьян значительно урезалась. С другой стороны, торговая самостоятельность дунайских княжеств способствовала развитию их экономики: строились ремесленные предприятия, увеличился вывоз зерна, древесины и меда, формировалась местная буржуазия.
В 1848 в дунайских княжествах начались волнения. В Молдове либералы потребовали было успешно у господаря введения новой конституции, но затем движение быстро выдохлось, и начались репрессии. В Валахии восставшие либералы и демократы сформировали Временное правительство, принудили господаря предоставить конституцию, а затем отречься от престола. Конституция даровала крестьянам право собственности на часть земли, на которой они жили, с выплатой боярам компенсации за счет государства. В ответ в Бухарест были введены турецкие войска, а затем княжества заняла российская армия.Выступление было подавлено. В 1849 Россия и Османская империя договорились об отмене выборов господарей и об их назначении совместно двумя странами. Восстанавливался «Органический статут» 1831.
В период после 1849 хозяйство княжеств бурно развивалось. Расцвели торговля и ремесло, возникали новые ремесленные и промышленные предприятия. Это придавало новый импульс движению за независимость.
В 1853, в ходе очередной войны с Османской империей, Россия вновь заняла княжества, но в 1854 под давлением Австрии российские войска были выведены, и им на смену пришли австрийские. Венская конференция 1855 и Парижский трактат 1856, положивший конец Крымской войне, отменили русский протекторат над Молдовой и Валахией. Они получали конституцию и становились автономными территориями под верховной властью Турции и протекторатом европейских государств.
Парижская конференция европейских держав в 1858 постановила объединить княжества в «соединенные провинции» с отдельными господарями. Но в 1859 представительные собрания Молдовы и Валахии выбрали единого господаря – боярина Александру Иона Кузу. В 1861 оба княжества официально объединились в государство – Румынию при сохранении турецкого сюзеренитета и уплате дани Османской империи.
Румынское государство. Князь Куза пользовался поддержкой России и Франции. В его правление был осуществлен ряд важных реформ: издана новая конституция, отменено крепостное право, часть земли предоставлена за выкуп крестьянам, крестьянство получило избирательные права. В политических действиях Куза стремился подражать Наполеону III. Все это вызвало недовольство как консерваторов, так и либералов, объединившихся в «Чудовищную коалицию». В 1866 оппозиция свергла Кузу и сформировала временное правительство. На княжеский престол был избран немецкий принц Карл Гогенцоллерн-Зигмаринген, родственник короля Пруссии.
Новая конституция 1866, разработанная либералами, предусматривала создание правительства, ответственного перед парламентом, но резко ограничивала избирательные права крестьянства. В мае 1877, заключив союз с Россией, Румыния объявила о своей полной независимости от Османской империи. Сан-Стефанский мирный договор, завершивший новую российско-турецкую войну, а также Берлинский конгресс 1878 подтвердил этот акт. Румыния получила Северную Добруджу и порт Констанцу, но должна была передать России Южную Бессарабию. Это вызвало недовольство румынских властей и охлаждение отношений с Россией. Румыния стала все больше сближаться с Германией и Австро-Венгрией. В 1883 страна вступила в Тройственный союз.
В 1881 Румыния провозгласила себя королевством. Король Кароль I находился на престоле в 1881–1914. При нем продолжалось быстрое экономическое развитие страны. Были созданы важнейшие отрасли промышленности, построены железные дороги, созданы современные экономические институты, в основном на базе немецкого капитала. Политическая жизнь характеризовалась борьбой между партиями консерваторов и либералов, которые попеременно формировали правительство. Так, в 1876–1888 у власти находился либеральный кабинет Иона Брэтиану, в 1891–1895 консервативный кабинет Л.Катарджиу, в 1895–1899 либеральное правительство Д.Стурдзы, в 1899–1907 консервативное правительство Г.Г.Кантакузино.
В конце 19 – начале 20 столетий в Румынии стало зарождаться социалистическое движение. Вначале оно развивалось под сильным влиянием русского народничества, но затем перешло на позиции европейской социал-демократии.
Подавив в 1907–1908 крупное крестьянское восстание, либеральное правительство Стурдзы (1907–1911) пошло на проведение дальнейших реформ в сельском хозяйстве. Были приняты законы о сельскохозяйственных договорах, о сельскохозяйственном банке, об отмене ряда натуральных повинностей крестьян. Помещикам предлагалось добровольно продать часть своих земель крестьянам. В 1911–1913 у власти снова стояли консерваторы (правительство Т.Майореску). При них страна приняла в 1912–1913 участие в Балканских войнах и получила часть Добруджи.
В 1914 либералы вернулись к власти, пообещав ввести всеобщее избирательное право и провести земельную реформу. Но все преобразования пришлось отложить из-за начала Первой мировой войны. В румынских правящих кругах шла борьба между сторонниками германо-австрийской коалиции и Антанты. После смерти в 1914 Кароля I, его племянник – король Фердинанд I (1914–1927) стал склоняться на сторону Антанты. В 1916 Румыния вступила в войну на ее стороне, но ее войска были быстро разгромлены. Вооруженные силы Германии и Австро-Венгрии оккупировали три четверти страны, включая Бухарест. Король и правительство «национального единства» бежали в Молдову под защиту российской армии. В январе 1918 новый премьер-министр – генерал Авереску договорился с Центральными державами о перемирии. Воспользовавшись революцией в России, Румыния в марте 1918 захватила Бессарабию. В мае 1918 новый, консервативный кабинет подписал с Германией и Австро-Венгрией мирный договор.
Присоединение новых земель. Поражение Австро-Венгрии и Германии в Первой мировой войне и стремительный распад монархии Габсбургов коренным образом изменил ситуацию. В конце 1918 румынская армия перешла в наступление в Трансильвании и Буковине и к февралю 1919 овладела этими областями. Потребовав от Венгрии признать эти приобретения, Румыния повела военные действия против Венгерской Советской республики.В августе 1919 румынские войска заняли Будапешт, оставались до ноября. По условиям Сен-Жерменского, Нейиского и Трианонского мирных договоров 1919–1920, к Румынии присоединялись Трансильвания, Буковина, Восточный Банат и Южная Добруджа. Новое Румынское королевство оказалось существенно больше предвоенного. Его стабильность осложнялась неоднородным характером населения страны. Увеличение числа национальных меньшинств способствовало росту румынского национализма и антисемитизма. В то же время, присоединение новых, экономически развитых территорий содействовало прогрессу промышленности и торговли.
Осенью 1919 временное военное правительство провело реформу избирательного права и новые выборы, в парламенте большинство депутатов представляло теперь присоединенные территории. В декабре 1919 было создано правительство во главе с лидером трансильванских румын Александру Вайда-Воевод. Оно опиралось на крестьянскую (царанистскую) партию, национал-демократов и депутатов от новых территорий. Правительство предложило проект аграрной реформы, но король наложил на него вето.
В марте 1920 к власти пришло новое правительство, созданное лидером новой Народной партии – генералом Авереску. Распустив парламент, он назначил префектов на местах и провел новые выборы, принесшие победу его партии. Кабинет Авереску боролся с нараставшим рабочим движением и провел аграрную реформу, которая оказалась, в первую очередь, в интересах крупных землевладельцев. Уже в декабре 1921 король Фердинанд отстранил правительство Авереску, заменив его кабинетом Т.Ионеску, а в январе 1922 – правительством национал-либеральной партии во главе с И.Брэтиану. Упразднив автономию новоприсоединенных областей, уволив аврескианских префектов и сузив избирательную систему, либералы выиграли всеобщие выборы в 1922. Во внешней политике национал-либералы ориентировались на Францию. В сфере экономики они издали законы о поощрении национальной промышленности и установили протекционистские экспортные пошлины на продукты сельского хозяйства. В Румынии развернулся процесс индустриализации. Кабинет И.Брэтиану запретило деятельность созданной в 1921 коммунистической партии, в 1924 подавило Татарбунарское крестьянское восстание в Бессарабии. Конституция 1923, определила Румынию как конституционную монархии. Национал-либералы провели также новый избирательный закон, предоставлявший партии, собравшей относительное большинство голосов, абсолютное преобладание в парламенте.
Однако выборы 1926 принесли национал-либералам тяжелое поражение. Они собрали лишь 8% голосов. Победу одержала Народная партия Авереску (53%). 28% голосов пришлись на долю Национал-царанистской партии, образованной в 1924 в результате объединения старой Царанистской партии и Национальной партии румын Трансильвании.
Сформировав правительство, Авереску стал ориентироваться во внешней политике на Италию. Он управлял, совершенно не считаясь с мнением других политических партий. В июне 1927 король Фердинанд сместил его и назначил «национальное» правительство Барбу Штирбея, которое вскоре пало из-за выхода из него либералов. На новых выборах к власти вернулась Национал-либеральная партия (63%). Однако правительство И.Брэтиану, стремившееся развивать национальную промышленность, натолкнулось на недовольство западных финансовых кругов, отказавших Румынии в стабилизационном кредите. В 1926–1928 были подавлены новые крестьянские восстания.
После смерти короля Фердинанда I в 1927 трон был передан его малолетнему внуку Михаю (сын короля и отец Михая – принц Кароль был в 1925 изгнан из страны). В регентском совете преобладали национал-либералы. Но принца Кароля поддерживали армейские круги и национал-царанисты, которым удалось в ноябре 1928 создать правительство во главе с Юлиу Маниу. На выборах 1928 царанисты собрали 79% голосов. В 1930 принц вернулся в Румынию и был провозглашен королем под именем Кароля II (1930–1940).
Экономическое развитие Румынии было прервано аграрным кризисом, который начался в конце 1920-х и достиг своего пика в 1930. Он был вызван неудачей аграрной реформы и низкой конкурентоспособностью румынского зерна на мировом рынке. Национал-царанистские кабинеты Маниу, Миронеску и Вайда-Воевода находились у власти до 1931, когда их партия проиграла выборы и – после победы на выборах 1932 – до конца 1933. В 1933 правительство подавило массовые выступления рабочих (железнодорожников, нефтяников и др.). В конце 1933 к власти вернулись национал-либералы, обещавшие спасти страну от кризиса и получившие 52% голосов на выборах. Пост премьер-министра в январе 1934 занял Г.Татареску. Правительство стало проводить милитаризацию экономики. В 1936–1937 были приняты законы, расширявшие полномочия исполнительной власти, усиливавшие цензуру и запрещавшие пропаганду «принципов классовой борьбы». Политические процессы передавались в ведение военных трибуналов. Увеличивались права местной полицейской власти. Проводя националистическую политику, власти вели кампанию против «засилья чужеродных элементов» в румынском обществе, ограничивали предпринимательскую деятельность представителей национальных меньшинств и изгоняли их из государственного аппарата. Усиливались антисемитизм и антивенгерские настроения.
На этой волне усилились ультраправые и фашистские организации, прежде всего, созданная в 1930 «Железная гвардия» во главе с Корнелиу Кодряну, которая пропагандировала антисемитизм и расизм и ориентировалась на нацистскую Германию. В 1937 это движение заключило «пакт о ненападении» с национал-царанистами, оппозиционной фракцией национал-либералов и т.д. Всеобщие выборы в декабре 1937 принесли правительственному списку во главе с Г.Татареску, которого поддержал король, лишь 36,5% голосов. 21% достался национал-царанистам. Значительно усилились фашистские и ультраправые организации: «Железная гвардия» набрала 16% голосов, антисемитская Национал-христианская партия – более 9%. В этих условиях король Кароль II совершил государственный переворот и назначил внепарламентское правительство во главе с лидером национал-христиан Октавиану Гогой, а затем – православным патриархом Мироном Кристя. В марте 1938 была принята новая диктаторская конституция, парламент распущен, деятельность парий фактически приостановлена, оппозиционная печать подавлена и введен репрессивный закон «о защите государственной безопасности». Была введена новая административная система. Одновременно королевская диктатура расправилась в ноябре 1938 с конкурентом – «Железной гвардией». Лидер «гвардейцев» Кодряну был расстрелян. В феврале 1939 власти учредили единую проправительственную политическую группировку – Фронт национального возрождения.
В марте 1939 новое правительство возглавил Арман Калинеску. Во внешней политике кабинет пытался лавировать, стремясь приспособиться к быстро менявшейся международной обстановке. Чтобы нейтрализовать растущие венгерские притязания на Трансильванию, Румыния заключила экономическое соглашение с нацистской Германией, но тянула с его ратификацией, добиваясь предоставления гарантий безопасности от Великобритании и Франции, каковые и были ей даны. После начала Второй мировой войны страна объявила о своем нейтралитете. Германия оказывала все возраставший нажим на Румынию. В сентябре премьер-министр Калинеску, вызвавший недовольство нацистов, был убит в ходе путча «Железной гвардии». Мятеж был подавлен, а арестованные «гвардейцы» – расстреляны.
Г.Татареску, назначенный главой правительства в ноябре 1939, уступил давлению со стороны Германии, ратифицировал экономическое соглашение и амнистировал членов «Железной гвардии». В 1940 Фронт национального возрождения был преобразован в Партию нации.
В июне 1940 советские войска заняли Бессарабию и Северную Буковину. Татареску заявил об отказе от английских гарантий, а затем ушел в отставку. Новое правительство возглавил Ион Джигурту. В августе – сентябре 1940 Германия принудила Румынию уступить Венгрии половину территории Трансильвании, а Болгарии – Южную Добруджу.
Кароль II назначил главой правительства генерала Иона Антонеску, который стал фактическим диктатором страны (кондукатором) и включил в кабинет также членов «Железной гвардии». Затем он отрекся от престола в пользу Михая.
Антонеску окончательно отменил конституцию, произвел аресты среди сторонников Великобритании и лишил евреев румынского гражданства. Полностью ориентируясь на Германию, он присоединил Румынию к пакту Германии, Италии и Японии. Этому союзу не помешало подавление нового мятежа «Железной гвардии» в 1941 и казнь 10 тысяч ее сторонников. Вслед за Германией, Румыния вступила в войну с СССР, но ее войска на советской территории были разгромлены.
В августе 1944 Красная армия вступила в Румынию, и король Михай заявил о выходе страны из войны. Антонеску был смещен, и сформировано правительство генерала Константина Санатеску с участием национал-царанистов, национал-либералов, социал-демократов и коммунистов. В сентябре страны антигитлеровской коалиции подписали перемирие с Румынией, а в декабре 1944 новое правительство возглавил Николае Радеску. Ориентировавшиеся на СССР левые партии образовали Национально-демократический фронт и в марте 1945 взяли власть в свои руки. Лидер организации Фронт земледельцев Петру Гроза сформировал кабинет с участием коммунистов, социал-демократов и отдельных фракций царанистов и либералов.
В марте – апреле 1945 власти провели аграрную реформу, конфисковав землю у помещиков и распределив ее среди бедных и безземельных крестьян. В 1946–1947 был огосударствлен Национальный банк, введен государственный контроль над кредитной сферой, производством и распределением, установлена государственная монополия внешней торговли. Парламентские выборы 1946 были проведены еще на многопартийной основе. Но в последующие годы фракции царанистов и либералов были разгромлены, социал-демократическая партия подверглась чистке и была в 1948 принуждена слиться с компартией, а Фронт земледельцев прекратил свое существование. Король Михай был смещен с трона, и 30 декабря 1947 Румынию провозгласили Народной республикой. В стране утвердилось безраздельное господство Коммунистической партии, принявшей официальное название Румынской рабочей партии (РРП).
Коммунистический режим в Румынии. Сформированная официально в 1948 в результате объединения коммунистов и социал-демократов РРП стала единственной и правящей партией страны. В Румынии было начато создание общества по образцу СССР. В 1948 осуществлена национализация промышленности, в течение 1949–1962 проведена коллективизация коллективизации. Экономика Румынии развивалась на основе государственных пятилетних планов, которые в качестве основной задачи выдвигали проведение индустриализации и первостепенное развитие тяжелой промышленности. Концентрация всех сил и ресурсов в руках государства позволила первое время добиться достаточно высоких темпов экономического роста. Определенного прогресса удалось добиться и в культурной области.
Согласно конституциям 1948 и 1952, высшим органом власти в Румынской Народной Республике (РНР) было Великое народное собрание, которое избиралось всеобщим голосованием сроком на четыре года. В промежутках между сессиями собрания действовал его Президиум, возглавляемый председателем. Этот пост в 1948–1952 занимал К.Пархон, в 1952–1958 Петру Гроза, а в 1958–1961 Йон Георге Маурер. Исполнительная власть принадлежала правительству – Совету министров. Его возглавляли до 1952 – П.Гроза, в 1952–1955 лидер РРП Георгиу Георгиу-Деж, а в 1955–1961 Стойка Киву. В действительности же первым лицом в государстве был руководитель РРП. При этом в конце 1940-х – начале 1950-х Румыния находилась под полным контролем СССР. Когда в СССР в конце 1940-х годов развернулась антисемитская кампания, в рамках ее была смещена и репрессирована лидер румынских коммунистов Ана Паукер (еврейка по происхождению). Генеральным, а затем первым секретарем РРП стал Георгиу-Деж. Принадлежа к советскому блоку, РНР в 1949 вошла в Совет Экономической Взаимопомощи, а в 1955 – в Варшавский пакт.
В условиях «десталинизации», которую с 1956 проводил в СССР Никита Хрущев, румынское руководство предпочло ориентироваться на собственный «путь к социализму». В 1957 из страны были выведены советские войска. В 1964 Георгиу-Деж объявил о том, что Румыния будет независимой от СССР во всех вопросах, касающихся ее суверенитета. В 1959–1962 завершилась коллективизация. В рамках укрепления полномочий лидера РРП в 1961 был образован новый орган государственный власти – Государственный совет во главе с Георгиу-Дежем, Совет министров возглавил Й.Г.Маурер. Стремясь укрепить режим, руководители страны объявили о проведении ряда социальных мероприятий: повысили в 1959 и 1964 зарплату и пенсии, снизили цены, ввели пособия на детей.
После смерти в марте 1965 Георгиу-Дежа в системе руководства страной произошли изменения. Лидером Румынии стал новый первый секретарь РРП Николае Чаушеску; с июля 1965 РРП была переименована в Румынскую Коммунистическую партию (РКП), а Чаушеску стал ее генеральным секретарем. Председателем Госсовета был назначен Киву Стойка, председателем Совета министров – Й.Г.Маурер. В 1967 Чаушеску занял также пост председателя Государственного совета, а в 1974 стал президентом Румынии.
В августе 1965 Румыния была провозглашена Социалистической республикой (СРР). Новая конституция закрепила руководящую роль РКП. Главными органами государства официально оставались избираемое на пять лет Великое национальное собрание и Государственный совет. С 1975 на местных собраниях разрешалось выставлять свои кандидатуры нескольким претендентам, хотя все кандидаты, как и ранее, подлежали одобрению Фронтом демократии и социалистического единства (ФДСЕ), созданном и контролируемом РКП. Члены Государственного совета выбирались национальным собранием из числа депутатов.Государственный Совет номинально подчинялся национальному собранию, но функции обеих ветвей власти состояли только в ратификации предложений, представленных на рассмотрение РКП. Совет министров, избиравшийся национальным собранием и отвечавший перед ним и Государственным советом, представлял собой главный институт исполнительной власти. Его председателями являлись: Й.Г.Маурер (1965–1974), Маня Мэнеску (1874–1979), Илие Вердец (1979–1982), Константин Дэскелеску (1982–1989).
С 1968 был введен принцип, в соответствии с которым партийные руководители всех звеньев должны были одновременно возглавлять соответствующие органы государственной власти.
При Чаушеску Румыния продолжала проводить независимую внешнюю политику. Она отказалась встать на ту или другую сторону в советско-китайском конфликте, в 1967 сохранила дипломатические отношения с Израилем, а в 1968 не поддержала советскую оккупацию Чехословакии. Румыния демонстративно заявляла о поддержке Движения неприсоединения.
Во внутренней политике проводился жесткий курс. Любые проявления оппозиции беспощадно подавлялись. С 1970-х нарастал культ личности Чаушеску. В 1983, когда ему исполнилось 65 лет, его стали называть «гением Карпат». О нем говорили как о «кондукаторе» (вожде). Жена румынского лидера, Елена, также являлась членом постоянного бюро ЦК РКП, а дети и родственники вождя получили различные государственные посты.
Во второй половине 1960-х был принят ряд хозяйственных мер, предусматривавших, в частности, расширение финансово-экономической самостоятельности предприятий и повышение материальной заинтересованности работников. Все это никак не ограничило систему государственного планирования «сверху». Экономический рост продолжался в течение 1970-х. Однако в начале 1980-х обнаружилась нехватка продуктов питания, затем начались перебои с производством электроэнергии в результате истощения запасов нефти.
Престижные программы модернизации производства, повышения качества и конкурентоспособности румынской продукции провалились. Кризисных масштабов достигли структурные диспропорции в хозяйстве, недогрузка промышленных мощностей достигала 30%. Румыния пыталась финансировать свое развитие за счет западных займов, и задолженность Западу превысила 10 млрд. долл. Долги погашались за счет сокращения импорта и форсирования экспорта товаров, в том числе продовольствия и предметов потребления. Стремясь обрести экономическую независимость, режим Чаушеску приступил к ускоренному выплачиванию внешнего долга за счет внедрения «жесткой экономии» и «затягивания поясов». В 1975–1989 Румыния выплатила с процентами 21 млрд. долл. Терпение масс стало истощаться. Протесты и забастовки (шахтеров и т.д.) правительство подавляло силой. Чаушеску категорически отверг все призывы осуществить «перестройку» по примеру Михаила Горбачева в СССР.
В декабре 1989 в городе Тимишоара в знак протеста против депортации венгерского пастора вспыхнули волнения. По приказу президента Чаушеску, армия открыла огонь и сотни человек погибли. Но протесты перекинулись на другие города, включая столицу. Армейское руководство отказало Чаушеску в поддержке. 22 декабря 1989 президент вместе с женой бежал из Бухареста на вертолете. Они были схвачены и 25 декабря казнены.
Румыния после Чаушеску. Многопартийная демократия. Власть в стране перешла к Совету Фронта национального спасения, созданному в ходе восстания и представлявшему, в первую очередь, сторонников реформ. Его председателем был избран Ион Илиеску, который вступил в конфронтацию с Чаушеску еще в 1970-е. Совет распустил прежние государственные структуры. По его решению, с 29 декабря 1989 СРР стала называться просто Румынией. РКП прекратила свое существование. Новые власти провозгласили переход к политическому плюрализму, преобразование экономики с отказом от командно-административной системы, принципы соблюдения прав и свобод личности и национальных меньшинств. Возобновилась деятельность «исторических» партий – национал-царанистов, национал-либералов и социал-демократов. Возникло также множество новых политических партий. В феврале 1990 был создан Временный совет национального единства. Половина мест в нем отводилась Фронту национального спасения (ФНС), по три места получили представители вновь созданных или воссозданных политических организаций. 20 мая 1990 в Румынии состоялись всеобщие выборы. На президентских выборах убедительную победу одержал Ион Илиеску (85% голосов), опередивший кандидатов от национал-либералов (11%) и национал-царанистов (4%). ФНС завоевал 263 из 387 мест в Палате депутатов и 92 из 119 мест в сенате. Новое правительство страны сформировал представитель ФНС Петру Роман.
Оппозиционные партии продолжали попытки оттеснить от власти бывших деятелей РКП. В феврале и июне 1990 правые политические группы и студенческие активисты организовали лагеря протеста в центре Бухареста, требуя отстранения бывших коммунистов. В июне протесты были подавлены после того, как на оппозиционеров напали тысячи приехавших в столицу шахтеров, которые громили бюро партий и редакции газет. Но быстрое ухудшение экономической ситуации, падение производства, рост инфляции до 25% и либерализация цен на многие товары способствовали новому взрыву недовольства. В ноябре 1990 в столице возобновились демонстрации и блокады; оппозиция создала Гражданский форум. Правительство получило от парламента чрезвычайные полномочия в экономической области, провело чистку нелояльных офицеров и приступило к осуществлению экономических реформ. В начале 1991 власти объявили о либерализации цен на продукты питания; в феврале был принят закон о частичной приватизации сельскохозяйственных кооперативов, а в июле – о приватизации государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.
В сентябре 1991 десятитысячная шахтерская демонстрация в Бухаресте требовала отставки премьер-министра Романа, которого протестующие обвинили в стремительном росте цен. В ходе уличных столкновений пять человек погибли, свыше 400 были ранены. Президент Илиеску сместил Романа и в октябре назначил премьер-министром беспартийного специалиста Теодора Столожана, бывшего министра финансов. В новый кабинет были включены не только члены правящей партии ФНС, но и представители Национал-либеральной партии (НЛП). В конце 1992 в Румынии принята новая конституция, которая закрепила существование президентской системы с многопартийностью и рыночной экономикой.
Тем временем большинство главных оппозиционных партий создали блок «Демократическая конвенция» (ДК). В феврале 1992 им удалось выиграть местные выборы в Бухаресте и других крупных городах. Мэром столицы стал представитель оппозиции профессор Эмиль Константинеску.
Начало 1992 ознаменовалось расколом в правящей партии ФНС. В ходе противоборства с президентом Илиеску бывший премьер-министр Роман сумел получить поддержку съезда ФНС в марте. Сторонники президента Илиеску вышли из партии и оформили политическую организацию под названием Демократический фронт национального спасения (ДФНС).
В сентябре 1992, в соответствии с новой конституцией, в Румынии состоялись президентские и парламентские выборы. В первом туре Илиеску собрал 47,3% голосов, его основной соперник Э.Константинеску от Демократической конвенции – 31,2%, а Г.Фунар от крайне националистической Партии румынского национального единства (ПРНЕ) – 10,9%. Во втором, решающем туре Илиеску победил, получив 61,4%. На парламентских выборах успех также сопутствовал ДФНС, который смог завоевать 117 из 341 места в Палате депутатов и 49 из 143 в сенате. Демократическая конвенция, в которую вошли НЛП, НЦХДП, Гражданский альянс и другие партии оппозиции, получил 82 места в Палате депутатов и 34 места в сенате. Партии ФНС во главе с Романом, достались 43 депутатских и 18 сенатских мест. Венгерский демократический союз (ВДСР), также выступавший на стороне оппозиции, располагал 27 местами в Палате депутатов и 12 – в сенате.
В этих условиях ДФНС мог удержаться у власти, лишь опираясь на поддержку левой Социалистической партии труда (13 мест в Палате депутатов и 5 – в сенате), небольшой центристской Демократической аграрной партии (5 мест в сенате) и двух крайне националистических партий – ПРНЕ (30 депутатов и 14 сенаторов) и «Великой Румынии» (16 депутатов, 6 сенаторов).
В ноябре 1992 президент назначил премьер-министром беспартийного экономиста Николае Вэкэройю, сформировавшего правительство из членов ДФНС и лиц, не входящих ни в какую политическую партию. Оно продолжало курс на осторожные и медленные экономические реформы, опасаясь, что «шоковая терапия» вызовет массовый взрыв протеста. К марту 1994 были приватизированы 470 государственных предприятий, на которых работали 135 тысяч человек.
Одновременно румынские власти развивали связи с Европейским Сообществом, подписав в феврале 1993 соглашение об ассоциации страны с ЕС. В октябре того же года Румыния была принята в Европейский совет.
В 1993 экономическая ситуация несколько улучшилась по сравнению с предыдущим голом. Падение валового внутреннего продукта (в 1992 на 15%) удалось прекратить. Однако безработица продолжала расти, превысив уровень в 10%, а либерализация цен и введение налога на добавленную стоимость вызвали скачок инфляции (256%). Реальные доходы населения падали. В феврале 1994 профсоюзы организовали всеобщую стачку против экономической политики.
В октябре 1993 правительство установило максимально допустимые цены на продукты питания и взяло под контроль импорт. В 1994 оно достигло соглашения с Международным валютным фондом: в обмен на кредит в размере 454 млн. долл. Румыния обязывалась в двухлетний срок провести меры жесткой экономии, сократить расходы, снизить инфляцию и приватизировать 6300 предприятий, на которых было занято 3,8 млн. работников. Чтобы укрепить позиции правительства в парламенте, премьер-министр включил в него в 1994 двух министров от ПРНЕ.
Новые экономические меры немедленно натолкнулись на протесты общества. В июле 1994 участники многотысячной демонстрации в столице требовали отставки правительства, отмены ограничений для роста зарплаты и введения запрета на повышение цен. Летом 1994 бастовали 64 тыс. шахтеров, им удалось добиться существенного повышения зарплаты. В октябре 1995 протесты студентов против ухудшения их материального положения переросли в тяжелые столкновения с полицией.
В области национальной политики правительство Румынии проводило жесткий курс. Предложения венгров о предоставлении им автономии в Трансильвании были отклонены парламентом. В июле 1995 был принят закон об образовании, который существенно ограничивал права национальных меньшинств и вызвал демонстрации протеста. В октябре 1995, после многочисленных антисемитских высказываний представителей партии «Великая Румыния», правящий ДФНС вынужден был под международным давлением разорвать коалицию с этой националистической партией, что лишило власти большинства в парламенте. В марте 1996 распался союз ДФНС с Социалистической партией труда, которая вместе с националистами потребовала реабилитации бывшего диктатора Иона Антонеску и отказа от возвращения государственной собственности бывшим владельцам еврейской национальности. Когда же в сентябре 1996 правительство Румынии подписало договор с Венгрией о нерушимости границ и правах национальных меньшинств, из правящей коалиции вышла ПРНЕ.
Всеобщие выборы в ноябре 1996, проходившие в атмосфере всеобщего недовольства правлением ДФНС, принесли убедительную победу оппозиции. Илиеску еще лидировал в первом туре президентских выборов (32,3%), обойдя Э.Константинеску от Демократической конвенции (28,2%) и П.Романа (20,5%), поддержанного Социал-демократическим союзом во главе с Демократической партией (бывшим ФНС). Но во втором туре Константинеску набрал 51,4% и был избран главой государства.
Бывшая правящая партия проиграла и парламентские выборы. Ей удалось завоевать лишь 91 место в Палате депутатов (из 343) и 41 в сенате (из 143). Демократическая конвенция (ДК) получила 122 депутатских и 53 сенатских мандата, еще 25 мест в Палате депутатов и 11 в сенате получил союзный ей ВДСР. Социал-демократическому союзу достались 53 места в Палате депутатов и 23 – в сенате. Наконец, на долю националистических партий ПРНЕ и «Великой Румынии» пришлось 37 депутатских и 15 сенатских мест.
Новый президент назначил премьер-министром Виктора Чорбя, бывшего мэра столицы и члена НЦХДП. В правительство вошли представители ДК, Социал-демократического союза и ВДСР. Оно пообещало снизить налог на доходы, поощрять иностранные инвестиции, ввести минимально гарантированную пенсию и развивать сельское хозяйство. Правительственная программа предусматривала проведение ускоренной приватизации государственных предприятий, широкомасштабное закрытие фабрик и заводов, принятие мер «жесткой экономии», либерализацию цен. Снижение бюджетного дефицита и инфляции. Бедным пообещали социальные «компенсации». В обмен МВФ и Всемирный банк предоставили стране кредиты на сумму в 1,4 млрд. долларов. В августе 1997 правительство закрыло 17 крупных предприятий и уволило около 30 тысяч работников.
Правительство Чорбя подало заявление о вступлении Румынии в НАТО, но эта просьба в 1997 не была принята. Тем не менее, страна продолжала ориентироваться на Западный блок. Во время Косовского конфликта в 1998–1999 Румыния предоставила самолетам НАТО право полета над своей территорией и выразила готовность принять участие в операциях по поддержанию мира в этой области (но не в военных действиях). В 2000 начались переговоры о вступлении Румынии в ЕС.
Придя к власти, оппозиция начала сводить счеты со своими политическими противниками, обвинив их в коррупции. Власти арестовали популярного шахтерского профсоюзного лидера Мирона Козму, который был причастен к разгону демонстраций оппозиции в 1990 и выступлениям против кабинета Романа в 1991. Профсоюз потребовал немедленно освободить арестованного, но правительство не пошло на уступки (Козма вышел на свободу лишь летом 1998). В августе 1997 протесты шахтеров возобновились. До начала 1999 власти уволили около 90 тысяч горняков.
В начале 1998 правительство Чорбя пало из-за острых разногласий внутри правящей коалиции. Лидер Демократической партии (ДП) Роман надеялся вновь занять пост премьер-министра, но президент назначил в апреле 1998 главой правительства члену НЦХДП Раду Василе, который сформировал новый коалиционный кабинет.
Новое правительство продолжало прежний курс, но так и не смогло добиться серьезного улучшения экономической ситуации. Валовый внутренний продукт, снизившийся в 1997 на 6,5%, в 1998 упал еще на 7,3%; возросла безработица, сократилась продолжительность жизни. Внешний долг страны превысил ее валютные запасы, а рекомендации МВФ повысить собираемость налогов оказались нереалистичными. Начала разваливаться правящая коалиция. ВДСР вышел из правительства, недовольный отказом открыть в Клуже венгерский университет. Усилился румынский национализм.
В начале 1999 правительство заявило о намерении закрыть еще 30 нерентабельных предприятий и шахт и уволить таким образом 90 тысяч человек. В январе началась забастовка 20 тыс. шахтеров во главе с Козмой. Десять тысяч горняков отправились маршем на Бухарест, требуя отмены закрытия шахт, повышения зарплаты и компенсации за увольнения. По пути к шествию присоединялись тысячи местных жителей; ситуация грозила перейти в восстание. Напуганное правительство поспешило уступить и подписать с Козмой соглашение, пообещав отказаться от закрытия части шахт и повысить горнякам зарплату. Но быстро выяснилось, что власти хотели всего лишь выиграть время. В феврале 1999 Верховный суд приговорил Козму к 18-летнему тюремному заключению за участие в бунте против правительства Романа в 1991. Арест профсоюзного лидера и трех его сторонников вызвал новый поход шахтеров на Бухарест участвовали до 4 тыс. человек. На этот раз власти лучше подготовились и подавили выступление; 2 человека при этом погибли. (М.Козма был освобожден только после победы оппозиции на выборах).
В условиях дальнейшего обострения социального положения усилилась борьба за власть в руководстве крупнейшей правительственной партии НЦХДП. В декабре 1999 двенадцать из 17 министров подали в отставку, протестуя против действий премьер-министра Василе. Обвинив его в затягивании реформ, президент Константинеску сместил главу правительства и назначил вместо него бывшего директора Национального банка Мугура Исэреску. Основные посты в кабинете заняли представители НЦХДП, НЛП, ДП и ДСВР. Правительство пообещало добиться вступления в ЕС, завершить процесс приватизации к 2001, снизить инфляцию и дефицит бюджета, а также добиться возобновления экономического роста. Но уже весной 2000 оно получило новый тяжелый удар, когда из-за краха Национального инвестиционного фонда разгорелся самый тяжелый финансовый с 1989 кризис, от него пострадало не менее 500 тысяч человек. В июне оппозиционная ПСДР одержала убедительную победу на выборах в местные органы власти. В преддверии всеобщих выборов 2000 правящая коалиция начала разваливаться. НЛП покинула ДК и заявила о намерении выступить на них самостоятельно. Напротив, оппозиция консолидировала свои силы. ПСДР договорилась о сотрудничестве с партией «Великая Румыния».
Всеобщие выборы в ноябре–декабре 2000 выиграли социал-демократы и националисты. Илиеску был вновь избран президентом. В первом туре он набрал 36,4% голосов, опередив лидера «Великой Румынии» Корнелиу Тудора (28,3%), кандидата НЛП Столожана (11,8%), руководителя Румынской демократической конвенции-2000 Исэреску (9,5%), лидера ДП Романа (3%) и др. Во втором туре Илиеску одержал уверенную победу над Тудором (66,8%). На парламентских выборах блок «Социал-демократический полюс» (ПДСР, Румынская социал-демократическая и Гуманистическая партии) победил, хотя и не добился в парламенте абсолютного большинства. Реорганизованная Демократическая конвенция вообще не сумела провести в парламент ни одного кандидата.
После выборов было сформировано правительство во главе с представителем ПСДР Адрианом Нэстассе.
В последующие годы партийная система Румынии претерпела некоторые изменения. Как правительство, так и оппозиция пытаются консолидировать свои силы. В июне 2001 ПДСР и РСДП объединились в новую правящую партию, которая избрала своим председателем премьер-министра Нэстассе. В свою очередь, в 2002 Альянс за Румынию вошел в НЛП, а правоконсервативный Национальный христианско-демократический альянс, основанный бывшим премьер-министром В.Чорбя. вернулся в НЦХДП. В 2003 НЛП и ДП Романа заключили соглашение об альянсе.
krugosvet.ru
|
|