Охотники и собиратели жили на территории Уганды ок. 50 тыс. лет до н.э. Бантуязычные земледельцы, впоследствии переселившиеся в этот район, ок. 500 до н.э. освоили выплавку железа и в 500 н.э. гончарное ремесло. Возможно, ок. 1000 н.э. основным продуктом питания этих земледельцев стали бананы. К 1300 н.э. относятся первые упоминания о легендарном народе «бачвези». Не исключено, что именно они были предками современных этнических групп скотоводов бахима и ватутси. В середине II тысячелетия н.э. кочевники-скотоводы, говорящие на нилотских языках, несколькими потоками мигрировали с территории современного Судана на юг, в Уганду. Мигранты одного из таких потоков основали несколько государств, в том числе Китара-Буньоро, а позднее – Анколе. Постепенно пришельцы восприняли языки банту. Участники других миграционных потоков создавали объединения, подобные тем, которые были у них в Судане. Социально-политические структуры этих объединений не придерживались жесткой иерархии, характерной для Китара-Буньоро. В результате социоэтнических процессов сложились современные народы ачоли, ланги и падхола. Народы, говорившие на языке атекер, мигрируя на запад, пересекли современную восточную границу Уганды, заложили основы языка и культуры современных карамоджонг и итесот и оказали влияние на ланги.
Создателем государства Буганда, вероятно, мог быть потерпевший поражение претендент на трон правителя Китара-Буньоро. В конце 19 в. расширение территории Буганды происходило за счет владений Китара-Буньоро. Правитель Буганды, или кабака, первоначально был старейшиной рода и постепенно превратился в монарха, наделенного правом назначать вождей. Новый правитель избирался из любого рода и становился главой всех родов, включая собственный. Главы остальных 63 родов сохраняли полномочия, почти равные тем, которые были у вождей, назначенных кабакой. Политическая организация других трех государств данного региона – Китара-Буньоро, Анколе и Торо – мало чем отличалась от бугандийской. Басога создали множество мелких раннегосударственных образований, которые были объединены накануне провозглашения независимости.
Связи с внешним миром. Установление постоянных контактов между народами, населявшими территорию современной Уганды, и внешним миром относится к середине 19 в., когда торговцы-арабы, появившиеся здесь в 1844, занялись продажей оружия и тканей, покупкой слоновой кости и обращением местного населения в ислам. У европейцев зарождение интереса к Уганде было связано с поисками истоков Нила. В 1862 Джон Спик вместе с Джеймсом Грантом пересек территорию Уганды со стороны Занзибара и стал первым европейцем, установившим местоположение истока этой реки. Сэмюэл Бейкер и его жена, исследуя долину Нила от Каира в южном направлении, в 1864 проникли на территорию современной Уганды со стороны Судана.
В 1877 в Буганду прибыли первые английские миссионеры-протестанты. Спустя два года там появились французские католические миссионеры. Обращение местного населения в христианство шло с большим успехом. Вскоре при дворе правителя Буганды образовались католическая, протестантская и мусульманская религиозные группировки. Их соперничество переросло в междоусобицу, во время которой гонениям и репрессиям подверглись все три группировки. В 1885 был убит английский епископ Джеймс Ханнингтон. В следующем году было заживо сожжено 25 юных католических церковных служек. Борьба за политическое влияние при дворе привела в конце 1880-х годов к «религиозным войнам». С тех пор религия стала важным фактором в политической жизни страны.
Британское правление. Борьба за контроль над Угандой продолжалась даже после того, как на Берлинской конференции 1884–1885 были официально утверждены правила колониального раздела Африки и признаны границы существовавших тогда колониальных владений. После заключения Гельголандского договора 1890 Германия отказалась от своих притязаний на Уганду, предоставив свободу действий в Буганде и всей Уганде Великобритании в лице Имперской британской восточно-африканской компании. Представитель компании капитан Фредерик Лугард сформировал вооруженный отряд из местных жителей и в 1892 вмешался во внутриполитическую борьбу на стороне протестантской группировки. С тех пор протестанты оказывают наибольшее влияние на политическую жизнь Уганды. Воспользовавшись этой победой, Лугард в 1893 навязал кабаке Буганды Мвангу договор о покровительстве британской компании. Однако вскоре Имперская британская восточно-африканская компания обанкротилась, и в 1894 правительство Великобритании объявило об установлении протектората над Угандой.
Новая британская администрация незамедлительно приступила к расширению территории протектората. В 1894 с помощью армии Буганды было нанесено поражение правителю Буньоро Кабареге. За военную помощь в войне с соседом Буганда получила право включить в свои владения часть территории Буньоро. Эти «утраченные округа» оставались серьезной внутриполитической проблемой вплоть до 1964, когда часть из них была «возвращена» Буньоро. В 1897 Мванга поднял восстание против колонизаторов, но потерпел неудачу и был смещен. Кабакой стал его малолетний сын Дауди Чва. Бежав из заключения, Мванга объединил силы со своим бывшим противником Кабарегой и продолжил борьбу. В 1899 оба они были захвачены в плен и отправлены в изгнание за пределы Уганды.
Установление особых отношений между Бугандой и Великобританией. Соглашение 1900 между правителями Буганды и британской администрацией поставило сложившиеся отношения между сторонами на договорную основу и определило их взаимные права и обязанности. Вождям и четырехлетнему королю было предоставлено право на частное владение более чем половиной земель Буганды (что противоречило традиционным нормам землепользования), а также право формировать органы местного управления. В свою очередь правители Буганды приняли обязательство быть лояльными по отношению к британской короне и согласились с тем, чтобы колониальная администрация взимала налоги с местного населения. В момент подписания этого соглашения трудно было представить его последствия для будущего страны. Во всяком случае оно обусловило совершенно особый статус Буганды, бугандийских протестантов и всех вождей Буганды вне зависимости от их религиозной принадлежности. В дальнейшем все эти факторы оказывали существенное влияние на внутриполитическую обстановку. На менее выгодных для местных правителей условиях были заключены соглашения с Торо (1900), Анколе (1901) и Буньоро (1933). Бугандийская знать безуспешно боролась против создания в 1921 Законодательного совета протектората, утверждая, что этот шаг нарушает особый характер британско-бугандийских отношений, закрепленных соглашением 1900. Первый африканец был назначен членом Законодательного совета в 1945.
Оппозиция вождям. До Первой мировой войны британская администрация назначала лояльных вождей из Буганды правителями включенных в состав протектората небугандийских территорий. Жесткая политика назначенных правителей, которые не стеснялись использовать свое положение для личного обогащения, привела к тому, что у многих угандийцев сформировалась глубокая и стойкая неприязнь к Буганде и бугандийцам. Бугандийские старейшины родов были возмущены тем, что по соглашению 1900 в личную собственность вождей перешли земли, где находились могилы предков. Старейшины начали создавать первые политические организации. Недовольны вождями были и бугандийские крестьяне, которые страдали от чрезмерных трудовых отработок и высокой арендной платы за пользование землей. Британская администрация протектората была вынуждена в 1927 ограничить права вождей. По ее настоянию Совет государства принял закон, ограничивавший размер земельной ренты, что дало крестьянам уверенность в том, что у них не отберут землю, которую они обрабатывают. Покупка земли у вождей незнатными людьми подрывала экономическую основу политической власти знати.
Подъем национально-освободительного движения. Рост антиколониального протеста в послевоенные годы (забастовки в городах и бойкот крестьянами иностранных посредников, скупавших хлопок) вынудил колониальную администрацию расширить участие африканцев в местных органах власти и предоставить им доступ к переработке и сбыту экспортной сельскохозяйственной продукции. В начале 1950-х годов губернатор Уганды Эндрю Коэн, несмотря на возражения кабаки Буганды Фредерика Мутесы II, попытался демократизировать систему местной власти, ослабив роль вождей путем создания унифицированной системы выборных советов. Кроме того, кабака высказал опасения, что правительство Великобритании может включить Уганду в Федерацию Восточной Африки, где будут доминировать белые кенийские поселенцы. В 1953 Коэн отправил Мутесу в ссылку в Великобританию, что вызвало бурю протестов в Буганде. Для восстановления своих пошатнувшихся позиций колониальная администрация была вынуждена пересмотреть условия соглашения 1900 и предоставить Буганде ряд привилегий, отказавшись от унитарной системы управления протекторатом. В 1955 из изгнания на родину вернулся кабака Мутеса, который сразу же стал народным героем Буганды.
Формирование политических партий. Политические группировки, которые начали возникать в Уганде после Первой мировой войны, выступали с требованиями улучшения положения африканцев. Первой политической организацией, поставившей вопрос о независимости Уганды, стал Угандийский национальный конгресс, созданный в 1952 Игнатиусом Мусази, которого считают основоположником угандийского национально-освободительного движения, и Макерере Абу Маянджей, студентом местного университета. В 1954 вожди-католики и несколько получивших европейское образование угандийцев создали Демократическую партию (ДП). В 1960 от северного отделения Угандийского национального конгресса откололся Народный конгресс Уганды (НКУ). В это же время был создан Союз народов Уганды, ядро которого составили члены Законодательного совета, всенародно избранные в западных районах страны в 1958. В 1961, когда в Буганде больше нельзя было затягивать с проведением выборов, сторонники кабаки сформировали движение Кабака екка (КЕ, Только кабака), запрещенное в 1966. Главными политическими партиями долгое время оставались НКУ, который выражал интересы протестантов и стоял на позициях, близких к правым лейбористам, и ДП, в рядах которой объединились преимущественно угандийцы-католики, сторонники умеренно консервативных взглядов. В 1986 Движение национального сопротивления оттеснило эти партии на второй план.
В 1961 были проведены выборы, результаты которых должны были определить состав правительства. Однако правящая верхушка Буганды, опасаясь скорого ухода англичан и потери своего привилегированного положения, активно бойкотировала выборы. Тем не менее основная часть электората не пошла на поводу у вождей и приняла участие в голосовании. Во всех избирательных округах Буганды, кроме одного, победу одержали кандидаты от ДП. Благодаря успехам на выборах и за пределами Буганды эта партия получила большинство мест в Законодательном совете и сформировала последнее правительство колониального периода. Британские власти сочли результаты выборов неубедительными и решили повторно провести выборы в 1962. В ходе переговоров накануне выборов относительно новой конституции Буганде было предоставлено право избирать своих парламентских представителей не прямым путем, а через местные советы.
Политическая борьба в 1960-е годы. На выборах в апреле 1962 победу одержала коалиция в составе НКУ и КЕ. Ставший премьер-министром лидер НКУ Милтон Оботе пригласил в свой кабинет нескольких парламентариев из КЕ. 9 октября 1962 была провозглашена независимость Уганды в составе британского Содружества. В августе 1964 правительственная коалиция распалась из-за сопротивления бугандийцев проведению референдума по вопросу об «утраченных округах», о чем ранее было достигнуто согласие на конституционных переговорах. Министры из КЕ вышли из состава правительства. Однако к этому времени НКУ, после перехода в его ряды нескольких парламентариев из ДП, смог удержать власть в своих руках.
Путем парламентских интриг и маневров часть министров от НКУ в 1966 предприняла попытку удалить Оботе с поста премьер-министра. Однако он переиграл своих противников, арестовав зачинщиков заговора и введя временную конституцию. В соответствии с временной конституцией Оботе занял пост президента страны вместо кабаки Буганды, а четыре государства были лишены властных полномочий на федеральном уровне. После того как Совет Буганды заявил о выходе своей страны из состава Уганды, правительственные войска под командованием Иди Амина навели порядок на мятежной территории. Король Мутеса II бежал в Великобританию (где и умер в 1969). Вскоре Оботе перенес сроки выборов на неопределенное время и установил режим личной диктатуры. Тщетно пытаясь расширить ряды своих сторонников, он предпринял ряд мер социалистического характера, в частности ввел 60%-е участие государства во всех крупных компаниях. После неудавшейся попытки покушения на его жизнь в 1969 Оботе ввел чрезвычайное положение на всей территории страны (до этого оно сохранялось только в Буганде) и запретил деятельность всех оппозиционных партий.
Военная диктатура 1970-х годов. 25 января 1971, воспользовавшись отсутствием в стране президента Оботе, армия во главе с Иди Амином совершила государственный переворот. И Оботе, и Иди Амин были выходцами с севера, но если протестант Оботе опирался на военнослужащих из числа ачоли и ланги, то мусульманин Амин больше доверял нубийцам, потомкам суданских солдат, которые с 1890-х годов служили в армии Уганды. Опасаясь выступлений против военного режима, Амин приказал убить многих солдат и офицеров ачоли и ланги, а затем стал уничтожать своих гражданских оппонентов.
Секретная полиция Амина, Государственное управление расследований, занималась вымогательством, пытками и физическим уничтожением людей. В период правления Амина было убито, вероятно, несколько сотен тысяч человек, тысячи граждан бежали из страны.
Амин провозгласил себя пожизненным президентом Уганды. Страна была разделена на 10 новых провинций, которыми управляли военные, назначенные лично диктатором. В 1972 Амин разорвал дипломатические отношения с Израилем, выдворил из Уганды всех граждан этой страны и установил тесные связи с Ливией. В конце того же года из страны были изгнаны индийцы. Поначалу простые угандийцы поддержали этот шаг Амина, но вскоре, столкнувшись с нехваткой товаров первой необходимости и ростом цен, разочаровались в президенте. Несмотря на жесткую позицию, которую заняло по отношению к режиму Амина мировое сообщество, Уганда продолжала получать военную помощь из СССР, а также от некоторых английских и американских компаний, занимавшихся торговлей оружием. Амину удалось подавить несколько попыток государственного переворота.
В октябре 1978 угандийская армия вторглась в северную Танзанию и захватила часть области Кагера. Не исключено, что Амин пошел на этот шаг чтобы нейтрализовать последствия недавнего мятежа в угандийской армии. Многочисленная армия Танзании при поддержке двух небольших отрядов угандийских противников режима вытеснила аминовцев с территории своей страны и в 1979 вынудила самого Амина искать убежища в Ливии. Танзанийцы с боями прошли через всю Уганду, вытеснив остатки армии диктатора на территорию Судана.
Возвращение к гражданскому правлению. В переходный период планировалось возродить экономику и подготовить выборы для возвращения Уганды к гражданской форме правления. Однако обстановка в стране не стабилизировалась, и за 20 месяцев сменились три временных правительства, возглавлявшиеся последовательно Юсуфом Луле, Годфри Бинаисой и Пауло Лувангой. Выборы 1980 выиграла Демократическая партия, но во время подсчета голосов, вопреки закону о выборах, Муванга стал утверждать, что только ему принадлежит право определить победителя. Было заявлено, что большинство мест в парламенте завоевали кандидаты от НКУ, и лидер партии М.Оботе вновь занял пост премьер-министра.
Йовери Мусевени, который для участия в выборах сформировал собственную политическую организацию Патриотическое движение Уганды, отказался признать результаты выборов и в 1981 создал партизанскую Армию национального сопротивления, которая развернула вооруженную борьбу против режима Оботе. После четырех лет ожесточенной войны правительственные войска в лице Национально-освободительной армии Уганды в 1985 отстранили от власти Оботе и поставили во главе страны генерала Тито Окелло. Спустя семь месяцев новый режим был свергнут силами Армии национального сопротивления.
Правительство Движения национального сопротивления В 1986 президентом страны стал Йовери Мусевени, председатель Движения национального сопротивления. Руководители Движения подчеркивали, что в отличие от прежних партий, созданных на религиозной и этнической основе, их организация открыта для всех угандийцев. В первое правительство Мусевени входили представители всех политических партий. В 1986 по указанию главы государства во всех деревнях были созданы советы сопротивления (ныне местные советы). В своем первом официальном выступлении Мусевени пообещал, что его правительство будет находиться у власти в течение четырехлетнего переходного периода, пока не будет разработана новая конституция и не пройдут выборы. В 1989 поставленные цели были еще далеки от реализации, и Мусевени добился продления переходного периода до 1995.
В 1993 решением правительства традиционным государственным образованиям было предоставлено право восстановить институт вождей с оговоркой, что они не будут заниматься политикой. Несмотря на то, что к этому времени территория бывших государств была разделена на районы, население Буганды, Торо, Буньоро и Бусоги быстро избрало себе правителей. Исключение составил Анколе. В 1989 состоялись парламентские выборы. Они проводились не на партийной основе, однако в открытом голосовании имели право участвовать не все граждане. В парламентских и президентских выборах 1996 участвовало все население страны. Голосование было тайным, но и на этот раз было запрещено выставлять кандидатов от политических партий. На таких же условиях в 1994 проводились выборы в палату представителей. В 1996 на первый президентский срок был избран Мусевени, который, получил поддержку более 70% избирателей.
Мусевени сосредоточил в своих руках всю полноту исполнительной власти. Тем не менее он добился того, чтобы правительство строго придерживалось макроэкономической стратегии, рекомендованной Всемирным банком. Его усилиями были реорганизованы вооруженные силы страны, которые теперь находились в подчинении (во всяком случае на протяжении 1998) у гражданского правительства. Мусевени выступал за проведение честных и открытых выборов, но не на партийной основе, ратовал за увеличение представительства женщин и молодежи в органах власти. Президент официально пригласил вернуться в Уганду всех индийцев, пообещав передать им собственность, конфискованную в годы правления Амина.
Активный внешнеполитический курс правительства Мусевени привел к напряженности в отношениях с соседними странами. Ожесточенная гражданская война в конце 1980-х – начале 1990-х годов опустошила восточные и северные районы страны. Казалось, что с войнами уже покончено, но в 1994 на севере снова вспыхнули военные действия, которые продолжились в 1999. Некоторое время в конце 1980-х годов отношения между Угандой и Кенией были крайне враждебными. В конце 1996 в западных областях вспыхнула междоусобная война, которая продолжалась в 1999. Каждая из этих войн возникала не без участия соседних стран, которые обвиняли Мусевени в агрессивных действиях и поддержке своих противников.
Избранный в 1996 законодательный орган занял весьма активную позицию. Парламентарии выдвинули ряд инициатив, направленных на прекращение войны на севере страны и борьбу с коррупцией. Парламент одобрил также крайне важный, но противоречивый закон о земле, который гарантировал крестьянам и крупным землевладельцам право частной собственности на землю.
krugosvet.ru
|
|