Предки говорящего на языке чишона населения жили на территории современного Зимбабве по крайней мере тысячу лет назад. Несколько веков назад они возвели многочисленные величественные каменные сооружения, руины которых сохранились до сих пор. Наибольшее впечатление производят 12 групп каменных строений на площади 40 га на гранитном утесе и в нижележащей долине – комплекс Большой Зимбабве к юго-востоку от Масвинго. Особенно поражает вид двух строений. Одно из них – расположенное в долине замкнутое сооружение эллиптической формы длиной 245 м и высотой 9,8 м. Его мощные стены сложены из необработанного камня. Выше расположено то, что можно назвать акрополем, с комплексом переходов и многочисленными помещениями, сохранившими следы выплавки золота и сложной дренажной системы. Все плиты соединены без применения цементирующего материала. По-видимому, расцвет Большого Зимбабве как ритуального и торгового центра приходился на 14–15 вв. Однако наиболее древняя часть развалин датируется 8–9 вв., когда Зимбабве мог быть столицей государства Гуруусва. В 12–13 вв. Гуруусва торговало с городами на побережье Восточной Африки.
Комплекс Зимбабве сохранял важное значение до начала 19 в. Однако к 1450 главный административный центр переместился к северу, в столицу государства Мономотапа. Его правители придавали большое значение возделыванию земель вдоль р.Замбези, а начиная с 16 в. установились отношения с португальцами, которые покупали у Мономотапы золото и другие товары. Стремясь подчинить себе это государство, португальцы поддерживали одного из претендентов на престол, в частности, первого правителя из династии Чангамире. В начале 17 в. экономическое влияние Мономотапы во внутренних районах стало ослабевать, и в 1630 португальцам удалось посадить на трон претендента, полностью покорного их воле. Во время его правления в страну прибыло много португальских священнослужителей и поселенцев. В конце 17 в. наследники марионеточного правителя неоднократно и безуспешно пытались выдворить европейцев и боролись с португальскими поселенцами. Португальское вторжение в конце 16 в. завершилось крушением государства Мономотапы.
После португальцев первым пришлым народом, бросившим вызов местным правителям, были воинственные ндебеле. В начале 1820-х годов их вождь Чака одержал полную победу в борьбе соперничавших кланов Зулуленда. Моселекатсе, один из военачальников Чаки, воспользовался ситуацией и решил стать независимым правителем. Вместе с преданными ему ндебеле Моселекатсе двинулся на север, переправился через р.Вааль и в течение продолжительного времени управлял территорией, расположенной между реками Вааль и Лимпопо. Лучше вооруженные и более искусные в военном деле по сравнению с соседями, ндебеле совершали опустошительные набеги на соседние области, и, возможно, именно это обстоятельство побудило африканеров из Капской колонии перейти через р.Вааль и вступить в борьбу с ндебеле. Потерпев несколько поражений от африканеров и надеясь найти более спокойное место, Моселекатсе в 1837 увел своих подданных, численность которых заметно пополнилась за счет покоренного населения, дальше на север. Они обосновались в районе гор Матопо на территории нынешнего Зимбабве, и их столицей стал Иньяти, а затем – Булавайо. В течение нескольких лет воины ндебеле захватили бóльшую часть юго-западного Зимбабве. Они превратили шона в своих данников и совершали дальние набеги в разных направлениях, захватывая скот и другое имущество.
Ндебеле создали государство завоевателей. Когда в 1870 Лобенгула, сын Моселекатсе, стал правителем, он унаследовал от отца централизованную структуру племенной организации, нацеленную на войны и грабежи. Это было одним из самых мощных государств на территории между р.Лимпопо и оз. Виктория.
В 1889 борьба европейских держав за колониальный раздел Африки подступила к границам государства Лобенгулы. Чтобы получить доступ к эксплуатации недр этой страны и устранить соперников (немцев, португальцев и африканеров из Республики Трансвааль), эмиссары Сесила Родса из Кимберли сумели получить от Лобенгулы ограниченную концессию на разработку полезных ископаемых. Созданная Родсом «Бритиш Саут Африка компани» (БСАК) получила от английской королевы хартию, по которой компании предоставлялись неограниченные права на эксплуатацию земель в этом районе. В 1890, несмотря на протесты Лобенгулы, Родс направил в его страну колонну белых «первопроходцев». Под предводительством Линдера Старра Джеймсона, друга и представителя Родса, они пересекли территорию современной Ботсваны и, обойдя стороной земли ндебеле, вторглись в отдаленный район, где жили шона. Там белые основали форт Солсбери (ныне Хараре). После этого участники похода, к которым присоединились и другие белые из Южной Африки, стали силой захватывать земли у шона. На этих землях они выращивали кукурузу, строили новые укрепления и поселения из хижин с глинобитными стенами и тростниковыми крышами, которые затем выросли в крупные города.
Вскоре выяснилось, что почвы непригодны для интенсивного земледелия и скотоводства, да и затраты на жизнь слишком велики, поскольку привычные потребительские товары приходилось завозить за 1600 км по труднопроходимым дорогам из Южной Африки. Кроме того, золота оказалось гораздо меньше, чем предполагалось.
В то же время земли ндебеле ассоциировались у белых переселенцев с тучными пастбищами и богатыми месторождениями золота, что не могло не вызывать у ндебеле опасений за свое будущее. После ряда инцидентов на условной границе между владениями ндебеле и белых Джеймсон спровоцировал нападение африканцев на белых. В последовавшей за этими событиями короткой и ожесточенной войне 1893 ндебеле потерпели поражение.
Условия мира, навязанные побежденным, резко расходились с заверениями Джеймсона, которые он дал вождям ндебеле после их капитуляции.
В начале 1896, когда значительная часть полицейских сил БСАК отправилась на юг для участия в рейде Джеймсона на Йоханнесбург, ндебеле подняли восстание. Сотни белых были убиты, а оставшиеся в живых забаррикадировались в главных городах. Несколько позже в том же году, после того как белые контратаковали ндебеле, на севере восстали шона. Несмотря на яростное сопротивление, в 1896 были разбиты ндебеле, а в 1897 – шона. С 1898 все захваченные территории были объявлены протекторатом, теоретически находящимся под властью английской короны. В действительности власть Великобритании была чисто номинальной, а истинным хозяином Южной Родезии стала БСАК.
Компания продолжала управлять Южной Родезией (такое название было официально принято в 1897) вплоть до 1923. Белые поселенцы получили большие полномочия в управлении после того, как на проведенном годом ранее референдуме высказались против присоединения Южной Родезии к Южно-Африканскому Союзу. Белые добывали золото, в небольших количествах медь, асбест и уголь, выращивали табак и кукурузу, строили школы, больницы и железные дороги; в стране появились первые автомобильные дороги с твердым покрытием. Однако пользоваться всеми этими достижениями цивилизации могли только сами белые. В 1923–1953 у власти находились консервативные правительства, которые не допускали и мысли о предоставлении африканцам политических прав.
Камнем преткновения оставался земельный вопрос. В стране сохранялись созданные во времена колонизации резерваты для африканцев, но на протяжении ряда лет все другие земли подлежали свободной купле-продаже. В соответствии с рекомендациями в 1925 комиссии Морриса Картера и положениями Закона о распределении земли 1930 была создана «белая» зона, где покупать землю имели право только белые поселенцы. Африканцам запрещалось жить в т.н. поселенческих районах. В городах им разрешалось жить у своих белых работодателей, но без семьи либо в т.н. «локациях». Работавшие по найму африканцы были вынуждены периодически преодолевать значительные расстояния между городами, где они работали, и резерватами, где оставались их семьи. В 1930 примерно 50 тыс. белых поселенцев принадлежала половина пахотных земель, а второй половиной владели ок. 1 млн. африканцев. По мере роста населения нагрузка на малоплодородные и плохо обеспеченные пресной водой земли в перенаселенных резерватах увеличивалась и достигла критического уровня.
Архитектором «белой» Родезии считается Годфри Хиггинс (впоследствии лорд Малверн), премьер-министр в 1933–1953, который разработал и осуществил план раздельного развития двух расовых общин Южной Родезии и призывал к сегрегации африканцев. В 1936 правительство Хиггинса ужесточило законы, регулировавшие перемещение африканцев за пределами резерватов. Теперь каждый взрослый мужчина-африканец был обязан всегда иметь при себе регистрационное удостоверение, на котором чиновники проставляли записи об уплате налогов и фиксировали заключение и расторжение контрактов с белыми работодателями.
В 1920–1940-е годы африканцы протестовали против их экономической и политической дискриминации через местные ассоциации социального обеспечения, африканские дискуссионные клубы и религиозные секты, отколовшиеся от христианской церкви. В 1930–1940-е годы появились первые политические организации африканцев.
Лишь после 1953, когда была создана Федерация Родезии и Ньясаленда, включавшая Южную Родезию, Северную Родезию и Ньясаленд, африканцы получили возможность создать национальную политическую организацию. Городская молодежная лига, образованная в 1956 в Солсбери, в 1957 трансформировалась в Африканский национальный конгресс (АНК). Во главе этой политической организации стояли бывший служащий системы социального обеспечения Джошуа Нкомо, Джордж Ньяндоро и Джеймс Роберт Чикерема. Однако в начале 1959, когда АНК стал завоевывать симпатии и поддержку большинства африканского населения, власти запретили его деятельность. В последующие годы появился ряд других политических группировок во главе с Нкомо – Национально-демократическая партия, запрещенная в 1961, Союз африканского народа Зимбабве (ЗАПУ), запрещенный в 1962, и Народный попечительский совет, который постигла та же участь в 1964. В 1963, после того как многие образованные шона стали выражать недовольство руководством Нкомо, ЗАПУ раскололось, и из него выделился Африканский национальный союз Зимбабве (ЗАНУ) во главе со священником Ндабининги Ситоле.
Тем временем в результате роста национально-освободительного движения в Северной Родезии и Ньясаленде в конце 1963 была ликвидирована Федерация Родезии и Ньясаленда, и в 1964 возникли два независимых государства, где правили африканцы, Замбия и Малави. В этой ситуации белые Южной Родезии, численность которых за 1950-е годы значительно увеличилась за счет иммиграции из других стран, решили создать собственное государство и взбунтовались против своего премьер-министра Эдгара Уайтхеда и премьер-министра Федерации Родезии и Ньясаленда Роя Веленского. После того как в 1962 Уайтхед пообещал улучшить положение африканского населения, отменив Закон о распределении земли, его Объединенная федеральная партия потерпела поражение на выборах, и формированием правительства занялся правый Родезийский фронт во главе с Уинстоном Филдом. После того как в 1964 Филда сменил еще более консервативный Ян Смит, стало ясно, что белые родезийцы не потерпят никакой оппозиции со стороны не только коренного населения, но и правительства Великобритании. Эта бескомпромиссная позиция получила поддержку белых избирателей, и Ян Смит одержал убедительную победу на выборах в мае 1965. Когда стало ясно, что британское правительство Гарольда Вильсона не пойдет на использование военной силы для наведения порядка, 11 ноября 1965 режим Смита в одностороннем порядке провозгласил независимость Южной Родезии. На тот момент численность белого населения страны составляла 250 тыс. человек, из них по крайней мере половина приехала после 1953. Африканское население составляло ок. 6 млн. человек.
Независимость Родезии не признала ни одна страна в мире. Исходя из этого обстоятельства, а также не сомневаясь в успехе нефтяной блокады в отношении страны, не имеющей выхода к морю, правительство Великобритании было уверено в скором крахе белого правительства Родезии. В 1965 были прекращены поставки нефти в Родезию по нефтепроводу из Бейры, а британские военные суда пресекали иные возможные поставки со стороны Мозамбикского пролива. В 1966 Совет безопасности ООН объявил о введении торговых санкций против Родезии. Однако благодаря тесному сотрудничеству с расистской ЮАР и португальцами, правившими в Мозамбике, Родезия беспрепятственно получала нефть по железной дороге из Лоренсу-Маркиша (ныне Мапуту) в Мозамбике и из ЮАР. Введенное ООН эмбарго на закупки родезийского табака, сахара, кукурузы и минерального сырья, которое должно было лишить режим валютных поступлений, легко преодолевалось с помощью белых предпринимателей Мозамбика и ЮАР. Более того, эмбарго на импорт оказало положительное воздействие на родезийскую экономику, поскольку защищенные от конкуренции местные производители наладили выпуск многих товаров, ранее закупавшихся за границей.
Недовольство части белых поселенцев односторонним провозглашением независимости не помешало властям Южной Родезии подавить африканское движение протеста. В начале 1960-х годов африканские политические организации были запрещены, а их руководители арестованы. Тогда же министр иностранных дел Великобритании Алек Дуглас-Хьюм убедил правительство Смита увеличить представительство африканцев в парламенте и проверить их отношение к существующему режиму путем консультаций по группам. В 1972 Великобритания была готова признать независимость Родезии, если комиссия, возглавлявшаяся британским юристом лордом Пирсом, убедится в том, что африканцы согласны с таким решением проблемы. Однако после многочисленных заявлений африканцев комиссия Пирса в 1972 пришла к выводу о враждебном отношении большинства африканцев к режиму белых поселенцев. В том же году методистский епископ Абель Музорева возглавлял Африканский национальный совет, который стал трибуной оппозиции.
Партизанская война против режима Смита началась в конце 1972, когда руководимые Джосиа Тонгогарой африканцы совершили нападения на белых фермеров на северо-востоке Родезии. Вооруженные отряды Тонгорары получали помощь из Замбии, Танзании, Китая, Алжира, а позднее из Румынии и Югославии. Чем успешнее действовали партизаны, тем бóльшую поддержку получали они из стран Африки. Однако до революции 1974 в Португалии и перехода власти в Мозамбике к прокоммунистическому Фронту освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО) у родезийских партизан не было постоянных баз на сопредельных территориях. После провозглашения независимости Мозамбика в 1975 партизаны получили возможность свободно пересекать границы Родезии. Кроме того, до конца 1974 партизанское движение не имело политического руководства. В том же году, который был отмечен разрушением португальской колониальной систевы в Африке, правительства Великобритании и ЮАР сумели убедить Смита освободить из тюрем бóльшую часть видных родезийских политических деятелей, которые находились там с начала 1960-х годов.
Вслед за освобождением многих руководителей национально-освободительного движения Родезии в конце 1970-х годов лидеры Замбии и Нигерии приложили немало усилий для их объединения в интересах борьбы против режима Смита. Однако противоречия между родезийскими лидерами были слишком велики. Епископ Музорева стремился сохранить свое политическое влияние. Роль Нкомо как одного из основоположников национально-освободительного движения оспаривали другие политики. Еще в 1963 от него отошли священник Ндабининги Ситоле и школьный учитель-католик Роберт Мугабе. Еще одним потенциальным претендентом на роль лидера был юрист и близкий соратник Тонгогары Герберт Читепо, но в 1975 он был убит при загадочных обстоятельствах в столице Замбии Лусаке. Мугабе, который, находясь в тюрьме, сумел перехватить у Ситоле руководство ЗАНУ, после освобождения отказался обосноваться вместе с другими лидерами в Лусаке и перевел штаб-квартиру своей организации в Мозамбик. Усилия Мугабе, направленные на завоевание доверия борцов, действовавших с территории Мозамбика, в конце концов принесли плоды, и он стал главной политической фигурой в ЗАНУ, где преобладали представители народа шона.
Как самый старший лидер национально-освободительного движения, Нкомо хотел, чтобы более молодые соперники-шона признали в качестве руководителя оппозиции. Когда этого не произошло, ЗАПУ создал из ндебеле собственные партизанские части. Действуя главным образом в северо-западных районах Родезии, партизаны ЗАПУ взрывали железные дороги, частные самолеты и другие объекты, принадлежавшие белому населению. Нкомо пользовался поддержкой СССР и располагал базами на территории Замбии. Лидеры Замбии и Танзании требовали, чтобы Мугабе и Нкомо объединились и боролись с режимом белого меньшинства под знаменем единой организации, Патриотического фронта, и в 1976–1980 действительно было проведено несколько совместных боевых операций. Однако это был весьма непрочный союз, поскольку Мугабе и его сподвижники испытывали стойкую неприязнь к Нкомо, которого они обвиняли в предательстве идей национально-освободительного движения в 1960-е годы.
После крушения португальской колониальной системы на юге Африки правительства Великобритании и США стали добиваться окончания гражданской войны в Родезии путем достижения компромисса. Дипломатического решения конфликта искала и ЮАР. Несмотря на неоднократные попытки к сближению и многочисленные конференции, в середине 1970-х годов никакого компромиссного решения не было найдено.
Когда в 1978 война привела к значительным экономическим и людским потерям и из Родезии стали выезжать до тысячи белых в месяц, правительство ЮАР и стоявшие за ним США сумели убедить Смита передать власть новому правительству. ЗАНУ и ЗАПУ призвали своих сторонников бойкотировать парламентские выборы, назначенные на апрель 1979. В результате на выборах победил Африканский национальный совет Абеля Музоревы, одержавший верх над некогда входившей в ЗАНУ партией Ситоле.
В конце концов руководителям стран Содружества удалось выработать компромиссную формулу, позволившую представителям правительства Музоревы и лидерам ЗАНУ и ЗАПУ принять участие в конституционной конференции в Лондоне осенью 1979. Председательствовавший на ней министр иностранных дел Великобритании Каррингтон затратил немало сил, прежде чем участники пришли к соглашению, которое предусматривало временное восстановление в Родезии колониального управления Великобритании, прекращение войны и незамедлительное проведение выборов. Переходная конституция Зимбабве со сроком действия с 1980 по 1990 содержала ряд статей, которые обеспечивали экономические привилегии белому меньшинству по меньшей мере на десятилетие. Гарантировалось также сохранение за 150 тыс. белых 20 из 100 парламентских мест путем процедуры голосования по отдельному избирательному списку. Эта процедура могла быть отменена до 1987 лишь при единогласном решении парламентариев, что, учитывая представительство белых в парламенте, было нереально. Кроме того, в конституции содержались положения, запрещавшие принудительный выкуп земли государством и введение в стране однопартийной системы правления до 1990. Как и в случае с процедурой формирования состава парламента, для изменения этих положений до установленного конституцией срока требовалось единогласное одобрение парламента.
В начале 1980, после того как партизаны сдали оружие и были демобилизованы, в стране началась предвыборная кампания. Кандидаты от ЗАНУ и ЗАПУ баллотировались по разным спискам. Своих кандидатов выдвинули и политические группировки Музоревы и Ситоле. Правительства Великобритании и ЮАР ожидали победы Нкомо и были поражены успехом Мугабе, который одержал победу на волне своей популярности в период борьбы за независимость и как представитель крупнейшей этнической общины в стране. По результатам выборов ЗАНУ получил 63% голосов и 57 из 80 «африканских» мест в парламенте, ЗАПУ – 20 мест и Национальный африканский совет Музоревы – 3 места. Было сформировано правительство во главе с Робертом Мугабе, и 18 апреля 1980 Зимбабве был провозглашен независимым государством.
Мугабе ввел в состав кабинета нескольких видных представителей белой общины. В начале 1980-х годов по инициативе Мугабе были повышены закупочные цены на товарную сельскохозяйственную продукцию, что помогло избежать массового исхода белых фермеров из страны. Повышение цен было с удовлетворением встречено и мелкими африканскими фермерами. Несмотря на постоянные требования проведения земельной реформы, премьер-министр заверил белых землевладельцев, что их собственности не угрожает конфискация. На протяжении первой половины 1980-х годов число белых фермеров выросло, хотя в целом из-за иммиграции численность белой общины сократилась к 1985 до 95 тыс. человек.
Когда в 1982–1984 в Южной Африке была сильная засуха, Зимбабве сумел пережить это трудное время гораздо легче большинства соседних государств благодаря тому, что цены на сельскохозяйственную продукцию были выгодны производителям, что вкупе с продуманными организационными мерами позволило создать запасы продовольствия. Хотя правительство занималось регулированием цен и внешней торговли и приобрело ряд предприятий, оно не стремилось изменить характер национальной экономики, значительную часть которой контролировали белые. С помощью крупных иностранных займов и безвозмездных субсидий правительство сумело свести к минимуму ущерб от вывоза капитала в связи с отъездом части белых из страны в первой половине 1980-х годов. Регулярно выплачивая требуемые суммы по внешним займам, полученным до 1965 и после обретения независимости, правительство Мугабе зарекомендовало себя надежным партнером. Введение ограничений на импорт позволило правительству своевременно и по намеченному плану выплачивать внешние долги, в конце 1980-х годов даже появилась возможность снизить долю экспортных поступлений, идущую на обслуживание внешнего долга. В то же время из-за импортных ограничений объем инвестиций уменьшился, что привело к деградации инфраструктуры, сокращению промышленного производства и сферы услуг. Частично из-за нехватки средств, необходимых для выкупа земли и сельскохозяйственного оборудования у белых фермеров, а также вследствие нежелания правительства, скованного соответствующими ограничениями конституции 1980, нарушать привычный ход сельскохозяйственного производства, процесс переселения безземельного крестьянства не форсировался.
Хотя Нкомо и другие лидеры ЗАПУ были включены в состав первого кабинета министров Мугабе, противоречия между африканскими политическими организациями не были устранены. В 1982 на юго-западных окраинах страны, населенных преимущественно ндебеле, начались беспорядки, частично вызванные земельным голодом и направленные как против белых поселенцев, так и против правительства. В течение последующих пяти лет волнения жестоко подавлялись, что стало серьезным фактором обострения и без того недружелюбных отношений между Мугабе и Нкомо, ЗАНУ и ЗАПУ, шона и ндебеле.
Однако ЗАНУ продолжал пользоваться широкой поддержкой населения, в то время как базой ЗАПУ оставались юго-западные районы, населенные ндебеле. На парламентских выборах 1985 ЗАНУ сумел заручиться поддержкой 76% электората и увеличить свое представительство в парламенте до 64 из 80 мест, отведенных для африканских парламентариев. В 1987, с истечением срока действия положений конституции о праве белого населения избирать по отдельному списку 20 депутатов парламента, квота для белых парламентариев была отменена, и вакансии заполнили 20 назначенцев, включая 11 представителей белой общины. В соответствии со второй конституционной поправкой президент стал главой исполнительной власти. Мугабе стал президентом, а Нкомо – министром его кабинета. В конце 1987 руководство ЗАПУ согласилось объединиться в рамках единой политической организации с ЗАНУ, что было осуществлено в конце 1989. Новая организация получила название ЗАНУ – ПФ (Патриотический фронт).
В конце 1980–1990-х серьезной проблемой для ЗАНУ – ПФ стали волнения среди студентов. Осенью 1988 студенты университета Зимбабве организовали кампанию протеста против политики «грабежа, клеветы и разложения» партийных и государственных функционеров, и выступили с манифестом, призывавшим покончить с коррупцией и растратой государственных средств, ускорить наделение землей безземельных крестьян и улучшить отношения с профсоюзами.
В марте 1990 прошли очередные парламентские выборы. Хотя ЗАПУ слился с ЗАНУ, вызов правящей партии ЗАНУ – ПФ бросила новая оппозиционная политическая организация – Движение единства Зимбабве. Ее возглавил один из бывших руководителей ЗАНУ Эдгар Текере, который выступил против намерения Мугабе превратить Зимбабве в однопартийное государство. На выборах победу одержали кандидаты от ЗАНУ – ПФ, завоевавшие 116 из 120 мест в парламенте, число членов которого увеличилось.
Выборы 1995 вновь выиграла партия Мугабе ЗАНУ – ПФ, из 150 парламентских мест лишь два отошло к партии Ситоле ЗАНУ-Ндонга. Еще одно место получила независимый кандидат Маргарет Донго, которая некогда являлась членом ЗАНУ – ПФ и выполняла личные поручения Мугабе. В начале 1996 при символической оппозиции со стороны Музоревы и Ситоле Мугабе был переизбран президентом страны.
В 1990–1998 продолжался процесс постепенной трансформации Зимбабве из страны с централизованной экономикой и некоторыми элементами социалистического хозяйствования в государство с более открытой экономикой. Хотя новых иностранных инвестиций было мало, одна из австралийских горнодобывающих компаний сделала капиталовложения в разработку крупной платино-никелевой шахты в районе Хартли, а южноафриканские предприниматели проявили интерес к банковскому сектору и сфере розничной торговли.
В конце 1997 и на протяжении 1998 в Хараре и других городах страны происходили выступления против правления Мугабе. Президент и его окружение обвинялись в коррупции, быстром росте цен на основные товары и бензин, падении курса зимбабвийского доллара, проведении земельной политики, отправке частей зимбабвийской армии в ДРК.
В 1998 было объявлено о внесении изменений в конституцию, в 1999 создана специальная конституционная комиссия по разработке проекта основного закона страны. Одна из его статей предусматривала возможность изъятия фермерских земель без выкупа. Против этого выступили не только оппозиционные партии, но и политбюро ЗАНУ–ПФ. Р.Мугабе все же настоял на проведении всенародного референдума по вопросу внесения изменений в конституцию. 54,6% его участников референдума выразили свое несогласие с реформой конституции.
Однако правящая партия и правительство с целью укрепления власти в феврале 2000 санкционировали захват африканцами нескольких фермерских хозяйств, принадлежавших белым гражданам Зимбабве. В ходе судебного разбирательства захват земель был признан незаконным, но президент в официальных выступлениях обвинил белых фермеров в нежелании продавать землю африканцам и обещал наделить участками 1 млн. жителей. В результате по стране прокатилась волна массовых захватов ферм белых граждан, а некоторые из них были убиты. По распоряжению властей полиция не вмешивалась в конфликт. В стране начались демонстрации протеста против проводимой правительством политики.
На парламентских выборах в Национальную ассамблею, которые состоялись 24–25 июня 2000 (иностранные наблюдатели допущены не были), победил «Африканский национальный союз Зимбабве–Патриотический фронт» (ЗАНУ–ПФ), получивший 67 мест. Партия «Движение за демократические перемены» (ДДП) завоевала 57 депутатских мест, а «Африканский национальный союз Зимбабве-Ндонга» (ЗАНУ-Ндонга) – 1 место. Спикером парламента был избран Мнангагва Эмерсон (Emmerson Mnangagwa). Оппозиция опротестовала результаты выборов в Верховном суде, который признал некоторые из ее доводов обоснованными. Тем не менее, результаты парламентских выборов не были отменены.
Проведение президентских выборов было намечено на март 2002. Оппозиционным партиям удалось договориться о выдвижении на выборах единого кандидата – М.Тсванграи (один из профсоюзных лидеров). Предвыборная кампания проходила в условиях острой политической борьбы, оппозиция проводила массовые демонстрации, которые разгонялись полицией, а М.Тсванграи был обвинен в подготовке покушения на Р.Мугабе. Президентские выборы состоялись 9–11 марта 2002. Из 5-ти кандидатов на пост президента победил Р.Мугабе, набравший 56,2% голосов избирателей. За М.Тсванграи проголосовали 42%. Оппозиция опровергла достоверность результатов президентских выборов. Содружество наций за нарушение норм демократии приостановило членство Зимбабве в своих рядах.
2000–2002 отмечены падением сельскохозяйственного производства. Резко сократился экспорт табака, хлопка и другой товарной продукции. В 2001 разгорелся серьезный энергетический кризис. Спасти положение в промышленности и на транспорте правительству удалось в результате срочных закупок топлива в ЮАР и подписания соглашения о нефтяных поставках с Ливией. В 2002 внешний долг Зимбабве достиг 5 млрд. долл. США. В 2004 г. ВВП составил 24,37 млрд. долл. США, а его рост – минус 8,2%. Рост инвестиций составил 9,9% от ВВП.
К 2005 в стране сложилось крайне тяжелое экономическое положение. Ощущается острая нехватка продуктов питания и товаров первой необходимости. Эксперты говорят об угрозе голода и возможном массовом исходе беженцев. Вновь усугубился топливный кризис. Серьезной социальной проблемой остается безработица (в 2002 она составляла 70%), особенно среди молодежи.
18 апреля 2005 сформировано новое правительство. В июле 2005 Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) объявили о планах лишения Зимбабве членства в них из-за высокой задолженности (на серед. 2005 задолженность страны Международному валютному фонду составила 2 млрд. долл. США). В нач. августа 2005 правительство ЮАР подтвердило готовность предоставить Зимбабве заем для покрытия выплат МВФ.
С июня 2005 в Зимбабве с целью реорганизации жилищного строительства проводится кампания по ликвидации трущоб. В результате реформы без крова остались ок. 200 тыс. чел. В июле 2005 ООН потребовала от правительства страны немедленно прекратить антигуманную кампанию, лишившую большое число граждан жилья и медицинского обслуживания. Правительство Зимбабве объявило о временном прекращении жилищной кампании.
krugosvet.ru
|
|